Избирательное законодательство субъектов РФ

Как в любом федеративном государстве законодательство России имеет два уровня: федеральное законодательство, действующее на всей территории Российской Федерации и законодательство субъектов РФ, действие которого ограничено территорией отдельно взятого субъекта.

Эти два уровня принято называть федеральным и региональным законода­тельством. И если федеральные законы, рассмотренные нами выше, регулируют процесс выборов всех органов государственной власти и местного самоуправления в стране в целом, то избирательное законодательство субъектов устанавливает порядок выборов только органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления в муниципальных образованиях конкретных субъектов.

Важными источниками избирательного права субъек­тов РФ являются конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Эти нормативные правовые акты, являющиеся основными законами субъектов РФ, закрепляют принцип народовластия, определяют активное и пассивное избирательное право граждан, систему органов государственной власти, срок полномочий выборных органов государственной власти субъектов Федерации, порядок назначения выборов как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления, закрепляют требования к кандидатам в соответствующие органы или на выборные должности.

Так, например, в Уставе края в разделе 2 «Организация государственной власти» содержится ряд важ­нейших норм, закрепляющих принципы народовластия и раз­деления властей, устанавливающих систему органов государ­ственной власти в крае. Глава 3 раздела 2 «За­конодательная власть» регламентирует основы организации и деятельности Законодательного Собрания – постоянно действующего представительного и законодательного органа государственной власти края. Глава 4 «Исполнительная власть» содержит основные положения, регулирующие порядок выборов главы администрации (губернатора) края.

Важное место в законодательстве субъектов РФ занимают избирательные законы, регулирующие отдельные виды выборов. Как правило, это законы о выборах законодательного (представительного) органа государственной власти, о выборах главы исполнительного органа государственной власти (губернатора, главы администрации), о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и о вы­борах главы муниципального образования. Часто вместо двух отдельных законов в субъектах РФ принимается один общий закон о муниципальных выборах.

В систему избирательных законов входят также законы об избирательных комиссиях субъектов РФ. Иногда субъекты Федерации проводят кодификацию своего избирательного законодательства, т. е. принимают избирательные кодексы. Кодифицированные нормативные правовые акты действуют, например, в Республике Коми и Башкортостан, Воронежской, Свердловской, Яро­славской областях, в городе Москве и в ряде других субъектов РФ.

Характеризуя данный вид источников избирательного права, необходимо отметить, что законы субъектов РФ независимо от избранной различными субъектами формы избирательного законодательства не могут противоречить федеральному законодательству, так как должны быть основаны на его нормах. Все изменения, происходящие в современном федеральном избирательном законодательстве, влекут за собой приведение в соответствии с ними законодательства субъектов РФ. Вместе с тем, законы субъектов РФ могут не только дополнять и конкретизировать положения федерального законодательства, но и осуществлять самостоятельное регулирование различных аспектов избирательных отношений на региональном уровне.

При этом необходимым условием остается соответствие избирательного законодательства субъектов РФ Конституции России и федеральным законам. К числу подзаконных источников избирательного права данного уровня относятся и акты законодательных (предста­вительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и избирательных комиссий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)