Итоги развития биологии к концу XVIII в

Во второй половине XVIII в. работы Линнея стимулировали исследования в области систематики растений и животных. Описываются все новые и новые виды. Постепенно становится более ясной искусственность предложенной им системы и начинается поиск «естественной» системы. Вначале была принята за основу такой системы еще система, выдвинутая Аристотелем, потом натуралистом и философом Шарлем Бонне.

Постепенно стало ясно, что система Линнея не отражает реальной структуры таксонов.

В течение XVIII в. и первой половины XIX в. были также сделаны важные открытия в области физиологии растений и животных, эмбриологии и цитологии.

Поиски обобщающей теории биологии в первой половине XIX в.

К концу XVIII в. биологи накопили огромный фактический материал, однако не существовало теории, обобщающей эти факты. Примечательно то, что в этот период ведется активный поиск такой теории. Появляются частные теории, такие, как теория корреляций Ж. Кювье, теория аналогии Э. Жоффруа, зародышевого сходства К. Бэра, клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна.

Особенно интенсивно работа по поиску общей теории биологии велась в Германии, где сложилось оригинальное натурфилософское направление, и во Франции, где сформировалась классическая школа биологии. Важнейшую роль в формировании теории биологии сыграли три французских ученых, работавших одновременно в Национальном музее естественной истории в Париже – Ж. Б. Ламарк, Э. Жоффруа Сент-Илер и Ж. Кювье.

Немецкая натурфилософия, возникшая в конце XVIII в., как реакция на грубый механизм естествознания этого периода, сыграла существенную роль в проникновении в биологию идей единства и развития природы. Наиболее известные представители – И. Кант, Ф. Шеллинг, И. Гете, Г. Гегель.

Основателем немецкой натурфилософии стал Иммануил Кант, профессор Кенигсбергского университета. Основу философских представлений Канта составляет его учение о «явлениях» и «вещах», которые существуют как «вещи в себе» (ноумены).
«Вещи в себе». Познание начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Наши знания о них – знание человеческое, полученное доступными человеку средствами, а не абсолютное. Правда, эмпирические знания о вещах могут неограниченно расширяться и углубляться, но это не приблизит нас к познанию сущности «вещей в себе». В частности, это касается познания природы, как мертвой, так и живой.

Л. Окен – один из самых талантливых представителей немецкой натурфилософии. Свои представления о мире живого и неживого исследователь изложил в «Учебнике натурфилософии» (1809–1811). Образованный натуралист, Л. Окен пытался дать философскую интерпретацию реального мира природы; его построения носят в основном умозрительный характер; фантастические идеи соседствуют с гениальными догадками.

Независимо от В. Гете исследователь выдвинул позвоночную теорию черепа; предугадал клеточное строение животных и растений; утверждал, что различных представителей царства животных можно соотнести с отдельными органами человеческого тела; полагал, что человеческий эмбрион в своем развитии проходит стадии, соответствующие разным животным. Сторонник трансформизма, Л. Окен считал, что жизнь зародилась в море. Натурфилософия Л. Окена имела широкий и длительный резонанс в науке XIX в.

Гете как биолог

Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832) был не только великим поэтом, но и известным натуралистом. Он работал в области физики, минералогии, геологии и метеорологии, но наибольших успехов достиг в области биологии. Его теория метаморфоза растений, как и другие его открытия в области ботаники и сравнительной анатомии, сыграли значительную роль в развитии этой науки.

Взгляды Гете. И. В. Гете, как и Ф. В. Шеллинг, механическому взгляду на природу противопоставил концепцию единой развивающейся природы, которая скорее должна рассматриваться по аналогии с организмом, чем с механизмом. Для Гете мир живых существ – это не застывшая гармония, а динамическая система, в второй «все образующееся тотчас же снова преобразуется, и, желая хоть сколько-нибудь добиться живого созерцания природы, мы должны и сами сохранять такую же подвижность и пластичность, следуя ее примеру».

Поиск общего типа строения живых существ и обоснование на этой основе единства органического мира стали главными идеями научного творчества Гете. По его представлениям, в основе живой природы лежит метаморфоз ее форм. Фактически им была создана новая дисциплина, которую он назвал морфологией, или «наукой об образовании и преобразовании органических тел».

Фридрих Гегель

Вершиной немецкой классической философии были работы Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831).

Основные взгляды Ф. Гегеля

Гегель считал, что Земля является своего рода «геологическим организмом». Жизнь организма держится на противоречии совершающихся в нем процессов – разрушительных и созидательных. В единстве этих противоречий и сказывается жизнь. А исчезновение противоположностей, постепенно наступающее в процессе жизни, отсутствие их, есть смерть. Она – неизбежный заключительный аккорд, последнее слово жизни.

Жан Батист Ламарк (1744–1829). Родился в Базаптене в небогатой дворянской семье. Основные труды: «Флора Франции». В этой работе были впервые использованы дихотомические определительные таблицы (ключи), которые используются в биологии и сейчас.

Законы наследования Ж. Б. Ламарка

Первый закон – «У всякого животного, не достигшего предела своего развития, более частое и более длительное употребление какого-нибудь органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает и увеличивает его и придает ему силу…»

Второй закон – «Все, что природа заставила особей приобрести или утрать под влиянием условий, все это природа сохраняет путем размножения у новых особей».

Естественно, в таком контексте трудно было принять теорию эволюции Ламарка.

  1. Основные положения теории Ламарка:
    1. Градация живых форм, усложнение их строения – следствие того, что всему живом внутренне присуще стремление к усовершенствованию.
    2. В возникновении конкретных изменений важную роль играет упражнение либо неупражнение тех или иных органов или частей организма в ходе его жизни.
    3. Внешняя среда также может направленно изменять признаки индивидуальных организмов; все благоприятные изменения могут передаваться по наследству потомкам таких организмов.

Развитие агронауки

В Европе XVII–XVIII вв. преобладали трехпольная и многопольная системы земледелия. В России XVIII в. трехполье было основным способом использования земельных угодий. Но в условиях среднерусского Нечерноземья оно приводило к постепенному обеднению земель, которые не успевали восстанавливать плодородие.

Первопроходцы агрономической науки

Андрей Тимофеевич Болотов. Наряду со стремлением «приятно провести время»,
«не вести хозяйство слепо», существовал еще один стимул к труду – Вольное экономическое общество (ВЭО), созданное под патронажем Екатерины II. Болотов был активным его участником.

Общая цель ВЭО – «Способствовать, по мере своих средств, развитию и усовершенствованию в Россию сельского хозяйства и находящихся с ним в ближайшем соотношении отраслей промышленности». Проблема недоборов хлеба была одной из острейших в российском сельском хозяйстве, решить ее научно представлялось главным для агрономии.

Именно с целью изучения структуры урожая зерновых А. Т. Болотов начал свои агротехнические опыты по влиянию глубины вспашки на рост, развитие и урожайность озимой ржи.

Среди ботанических исследований – сбор обширного гербария дикорастущей флоры с систематизацией по К. Линнею, обобщение сведений по лекарственным растениям. В «Сельском журнале» А. Т. Болотов опубликовал многие свои работы: «О разведении садов», «Об улучшении лугов», «О разведении тюльпанов».

А. Т. Болотов ушел из жизни в возрасте 95 лет, оставив богатейшее растительное наследие – сад, питомники, опытные поля, которые, к сожалению, были утрачены. Остался лишь Богородицкий парк, но существуют десятки томов агрономических, литературных и философских трудов, представляющих огромный историко-научный и литературный интерес.

История жизни и трудов А. Т. Болотова демонстрирует важный момент в прошлом экономических поисков российских помещиков XVIII – начала XIX в. Именно в этот момент произошло объединение экономистов для обмена практическими навыками и научными знаниями в области сельского хозяйства – началось совместно с ученым миром осмысление проблем земледелия в рамках научно-практических обществ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)