История технологизации образования
В начале ХХ века с появлением технического устройства для проверки знаний заговорили о технологии обучения. Тогда под этим термином понималось использование техники в учебном процессе.
Идеи технологизации образования выдвигаются достаточно давно.
В. И. Боголюбов выделяет четыре этапа в эволюции педагогических технологий.
Первый этап – признание педагогических технологий (ПТ) объектом изучения. В 1946 году в Индианском университете Л. Ларсон разработал и ввел план аудиовизуального образования. В 1954-м Б. Ф. Скиннер разработал концепцию программированного обучения, что стало основой признания ПТ – профессиональной категорией. В 1961 году Д. Д. Финн в университете Южной Калифорнии организовал отделение обучающей технологии.
Второй этап исследователь связывает с разработками многими вузами собственных программ подготовки специалистов в области ПТ. В начале 1980-х годов появляется новое поколение профессиональных технологов, генерирующих волну теоретических исследований проблем ПТ и, таким образом, создавших предпосылки перехода к новому этапу развития ПТ.
Третий этап В. И. Боголюбов называет признанием ПТ отраслью теоретического знания в педагогике. Точкой отсчета определяется 1960 год, когда в США вышел в свет первый специализированный журнал «Педагогическая технология».
«В настоящее время продолжается четвертый этап – признание ПТ междисциплинарным конгломератом, функционирующим на базе всех известных отраслей педагогического знания, а также использующим в своем научном аппарате достижения других наук…». Начало этапа относится к 1970 году, когда П. Д. Митчел начал серию публикаций о результатах своего исследования.
Предпосылки технологизации процесса обучения заложены Н. Ф. Талызиной, М. Б. Воловичем, З. А. Решетовой, . И. Ильясовым, М. В. Клариным, В. П. Беспалько, В. М. Монаховым, В. Э. Штейнбергом, М. Е. Бершадским, В. В. Гузеевым, Н. А. Менчинской, А. Б. Наумовым, В. В. Беличем.
Внесли значительный вклад в развитие теории педагогических технологий такие российские ученые, как М. И. Махмутов, Ф. Ш. Терегулов, Д. Б. Богоявленская, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. М Яковлева и другие.
Учителя-новаторы В. Ф. Шаталов, Б. П. Никитин, И. П. Волков, С. Н. Лысенкова и другие постоянно пытаются унифицировать и технологизировать важнейшие операции учебной деятельности.
В 1994 году на семинаре в г. Рязани были выработаны рекомендации для разработки технологий:
- изучить положительные и отрицательные стороны предшествующего опыта в педагогической теории и практике;
- выявить причинно-следственные связи;
- тщательно проверять новации на практике;
- учитывать социальный фактор при внедрении технологии.
В 1997 году М. А. Чошанов определил обязательные этапы конструирования педагогической технологии:
- выбор и обоснование основной идеи технологии;
- разработка целевой концепции технологии и системы учебных целей;
- проектирование содержания обучения;
- интеграция содержания, методов и форм обучения;
- конструирование системы средств реализации технологии в учебном процессе;
- разработка системы контроля и оценки достижений учащихся.
Теоретические аспекты ПТ разрабатываются учеными под эгидой ЮНЕСКО. По данным Национального библиографического указателя педагогической литературы, в мире ежемесячно публикуется на английском языке около 20 тысяч статей и 180 книг по педагогике. Из 356 педагогических журналов, изданных в 1992 году, 19 в своем названии содержат термин «технология».
Сегодня просматривается тенденция (особенно в вузах) к превалированию самостоятельной деятельности над работой в классе. Доступность информации, изменение парадигмы образования – переход от «знаниевой» модели к «проектно-компетентностной», потребуют новых технологий. Например, технологии дистанционного обучения, технологии самостоятельной образовательной деятельности и др.
В. И. Боголюбов, развивая тему, ставит вопрос: «Можно ли провести линию между педагогической технологией и технологической педагогикой?». Мы думаем, что технологическая педагогика, исследующая педагогические технологии, может существовать как раздел педагогики…
- Алгоритм вовлечения учителей в проектировочную деятельность
- Этапы педагогического проектирования
- Организация проектировочной деятельности учителя
- Особенности педагогического проектирования
- Деление учебного года на циклы
- Предметное обучение в начальной школе
- Рейтинговая система оценивания уровня усвоения учебного материала
- Определение логической структуры темы
- Определение содержания самостоятельной внеаудиторной деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу