История технологизации образования

В начале ХХ века с появлением технического устройства для проверки знаний заговорили о технологии обучения. Тогда под этим термином понималось использование техники в учебном процессе.

В середине прошлого века понятия «техника» и «технизация» заменили «технологией» и «технологизацией» обучения. В 1970-е годы пришли «к общей установке педагогической технологии: решать дидактические проблемы в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

Идеи технологизации образования выдвигаются достаточно давно.

В. И. Боголюбов выделяет четыре этапа в эволюции  педагогических технологий.

Первый этап – признание педагогических технологий (ПТ) объектом изучения. В 1946 году в Индианском университете Л. Ларсон разработал и ввел план аудиовизуального образования. В 1954-м Б. Ф. Скиннер разработал концепцию программированного обучения, что стало основой признания ПТ – профессиональной категорией. В 1961 году Д. Д. Финн в университете Южной Калифорнии организовал отделение обучающей технологии.

Второй этап исследователь связывает с разработками многими вузами собственных программ подготовки специалистов в области ПТ. В начале 1980-х годов появляется новое поколение профессиональных технологов, генерирующих волну теоретических исследований проблем ПТ и, таким образом, создавших предпосылки перехода к новому этапу развития ПТ.

Третий этап В. И. Боголюбов называет признанием ПТ отраслью теоретического знания в педагогике. Точкой отсчета определяется 1960 год, когда в США вышел в свет первый специализированный журнал «Педагогическая технология».

«В настоящее время продолжается четвертый этап – признание ПТ междисциплинарным конгломератом, функционирующим на базе всех известных отраслей педагогического знания, а также использующим в своем научном аппарате достижения других наук…». Начало этапа относится к 1970 году, когда П. Д. Митчел начал серию публикаций о результатах своего исследования.

Предпосылки технологизации процесса обучения заложены Н. Ф. Талызиной, М. Б. Воловичем, З. А. Решетовой, . И. Ильясовым, М. В. Клариным, В. П. Беспалько, В. М. Монаховым, В. Э. Штейнбергом, М. Е. Бершадским, В. В. Гузеевым, Н. А. Менчинской, А. Б. Наумовым, В. В. Беличем.

Внесли значительный вклад в развитие теории педагогических технологий такие российские ученые, как М. И. Махмутов, Ф. Ш. Терегулов, Д. Б. Богоявленская, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. М Яковлева и другие.
Учителя-новаторы В. Ф. Шаталов, Б. П. Никитин, И. П. Волков, С. Н. Лысенкова и другие постоянно пытаются унифицировать и технологизировать важнейшие операции учебной деятельности.

В 1994 году на семинаре в г. Рязани были выработаны рекомендации для разработки технологий:

  • изучить положительные и отрицательные стороны предшествующего опыта в педагогической теории и практике;
  • выявить причинно-следственные связи;
  • тщательно проверять новации на практике;
  • учитывать социальный фактор при внедрении технологии.

В 1997 году М. А. Чошанов определил обязательные этапы конструирования педагогической технологии:

  • выбор и обоснование основной идеи технологии;
  • разработка целевой концепции технологии и системы учебных целей;
  • проектирование содержания обучения;
  • интеграция содержания, методов и форм обучения;
  • конструирование системы средств реализации технологии в учебном процессе;
  • разработка системы контроля и оценки достижений учащихся.

Теоретические аспекты ПТ разрабатываются учеными под эгидой ЮНЕСКО. По данным Национального библиографического указателя педагогической литературы, в мире ежемесячно публикуется на английском языке около 20 тысяч статей и 180 книг по педагогике. Из 356 педагогических журналов, изданных в 1992 году, 19 в своем названии содержат термин «технология».

Перспективу развития технологизации образовательной деятельности мы видим, с одной стороны, в унификации (рецептурности) процедур и правил, а с другой – в выявлении новых возможностей и аспектов проектирования. Проектная форма организации образовательной деятельности, так называемый «метод проектов» – альтернатива классно-урочной системе.

Сегодня просматривается тенденция (особенно в вузах) к превалированию самостоятельной деятельности над работой в классе. Доступность информации, изменение парадигмы образования – переход от «знаниевой» модели к «проектно-компетентностной», потребуют новых технологий. Например, технологии дистанционного обучения, технологии самостоятельной образовательной деятельности и др.

В. И. Боголюбов, развивая тему, ставит вопрос: «Можно ли провести линию между педагогической технологией и технологической педагогикой?».  Мы думаем, что технологическая педагогика, исследующая педагогические технологии, может существовать как раздел педагогики…

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)