Предметное обучение в начальной школе

Образование – одна из важнейших сфер государства. Она является фундаментом развития общества в целом и каждого его члена в частности. Именно поэтому такое большое внимание в последнее время уделяется именно управлению качеством образования, подбором персонала образовательных организаций, регулированию и организации процесса образования наиболее оптимальным образом.

«Управление качеством образования в основном является задачей государства и его органов, так как сфера образования традиционно является одной из основных задач государства. Частные образовательные организации сейчас распространяются, однако не имеют большой популярности. Система государственного образования постоянно обновляется и организуется на основе государственных стандартов, поэтому и в обычной школе вполне можно получить хорошие знания».

В последние годы все больше вопросов вызывает организация системы обучения в школе. То, как именно проходит образовательный процесс, в конечном итоге влияет на то, насколько актуальными будут эти знания, будут ли дети легко их воспринимать и применять, будет ли им интересно и полезно учиться в школе. Многочисленные эксперименты и исследования показали, что у традиционной системы обучения в начальных классах имеется ряд недостатков, которые снижают эффективность образовательного процесса.

Под традиционной системой обучения, как правило, понимается форма организации занятий, когда основные предметы – русский язык, чтение, математику, окружающий мир – ведет один и тот же преподаватель со специальностью «учитель начальных классов». Занятия проходят в одном и тои же помещении, другие преподаватели предусмотрены только для уроков изобразительного искусства, музыки, физкультуры, хотя в некоторых образовательных учреждениях и эти уроки ведет один преподаватель.

Организация системы обучения именно в такой форме, как правило, объяснялось тем, что так будет проще проходить адаптация у детей младшего школьного возраста. Переход от детского сада к школе будет более плавным, так как дети воспринимают все в привычной форме, только вместо преподавателя теперь у них учитель начальных классов, который проводит с ними большую часть времени и занимается их обучением и воспитанием.

Однако на самом деле все не так просто, как кажется на первый взгляд. Традиционная система обучения не учитывает ряд факторов, которые мешают в конечном итоге получению наиболее полных знаний, оптимальной организации образовательного процесса. Причем основной причиной снижения результатов обучения, как правило, является взаимоотношения между учителем и учеником. В традиционной системе обучения ученик привыкает, что его знания оценивает один человек, к которому он привык. При этом, когда в 5 классе ученикам приходится резко перестраиваться на работу с несколькими учителями, у них возникают серьезнейшие проблемы в процессе обучения, снижение результатов, снижение мотивации и интереса к учебе. В дальнейшем если эта ситуация не нормализуется, это может повлечь очень серьезные последствия.

Для решения данной проблемы разработано и исследовано нововведение для начальной школы – организация предметного обучения сразу, начиная с первого класса.

Интересно
Предметное обучение – это вариант классно-урочной формы обучения учащихся, в основе которой подход, когда каждому предмету школьников обучает учитель-предметник, а общее руководство классом осуществляет классный руководитель. В традиционной отечественной системе обучения она характерна для основной и старшей ступени средней школы начиная с пятого класса. В начальной школе в нашей системе образования по всем предметам учебной программы, за исключением, может быть, физкультуры, рисования, пения, иностранного языка, обучение проводит один и тот же учитель, имеющие необходимое образование по специальности «учитель начальных классов».

Преподавание основных предметов в начальной школе одним и тем же учителем воспринимается как традиционную и привычная форма обучения, а вот предметное обучение в начальной школе считается серьезной инновацией, новшеством, которое, как и любое нововведение, вызывает определенную тревогу, опасение и неприятие со стороны преподавателей, родителей и даже детей.

Внедрение системы предметного обучения в начальной школе – это сложный инновационный процесс. Он включает обновление и внедрение наиболее оптимальной формы и способов обучения и воспитания для обеспечения эффективности образовательного процесса в целом в начальной школе в соответствие с теми целями, которые общество и государство ставит перед всеобщей государственной образовательной системой.

Несмотря на то, что такая система образования кажется чем-то инновационным, стоит вспомнить о том, что такая система уже внедрялась в нашей стране неоднократно, однако по тем или иным причинам она не прижилась. Например, в 60-70-е годы XX века такая система обучения в начальных классах в качестве эксперимента внедрялась в рамках системы обучения по Л.В. Занкову. Кроме того, в 90-е годы в период развития авторских школ такая система обучения также набирала популярность, однако многие из этих школ затем были закрыты.

«На сегодняшний день важнейшей задачей внедрения системы предметного обучения является повышение качества образования и воспитания в начальной школе, соблюдение требований федеральных государственных образовательных стандартов. Сегодняшняя система образования не ограничивается просто предоставлением большого объема знаний, предусмотренных программой. Сейчас более важной является фундаментальная система образований, когда главной задачей обучения является дать основные знания, научить ученика самостоятельно искать и осваивать нужную и наиболее актуальную информацию, развиваться и применять знания на практике».

Предметная система обучения способствует также тому, что ученики осваивают навыки анализа информации, ее развития и применения, формирования связей между имеющейся информацией, формированием системы знаний по различным предметам.

Конечно, такая система обучения может характеризоваться тем, что это требует гораздо более высокой квалификации от каждого учителя, более тщательной и интересной организации уроков, индивидуального подхода к каждому ученику, организации обратной связи с родителями. Однако даже эти сложности не могут перекрыть тех положительных сторон и результатов, которые дает эта система обучения для учеников начальных классов. Информация в этом случае на каждом уроке воспринимается по-разному. У учеников изначально формируются определенные предпочтения и интересы в отношении каждого из предметов. Уроки становятся более разнообразными, информация воспроизводится и воспринимается легче и быстрее.

Модернизация и совершенствование существующей системы обучения в начальной школе и внедрение основ предметного обучения позволяет также решить большую часть проблем адаптации, с которыми сталкивается ученик начальной школы. Предметное обучение создает условия для более тесного сотрудничества учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности. Важным моментом предметного обучения является соблюдение условий самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения. Учащиеся перемещаются по школе самостоятельно, помогают в столовой и учителям-предметникам. Такая форма обучения способствует совершенствованию воспитательной работы, проводимой во внеурочное время, так как учитель-предметник имеет возможность более квалифицированно и содержательно готовить внеурочные мероприятия: предметные недели, сборы союзов, классные часы, викторины, спортивные мероприятия, экскурсии, походы в театр и т. п.

«Большим преимуществом является то, что обучение осуществляется целой группой учителей, являющихся профессионалами в своей области, что предоставляет детям возможность выбора приоритетных дисциплин с самого начала обучения. Это обусловливается как более высоким качеством преподавания, так и личностью учителя. Круг общения не ограничивается одним учителем начальных классов, что соответствует требованиям сегодняшнего дня».

Предметное обучение в начальной школе помогает легко адаптироваться учащимся младших классов ко всем инновационным и традиционным формам организации учебно-воспитательного процесса, создаёт щадящие условия при переходе на вторую ступень обучения, обеспечивает профессиональный рост учителей и эффективность их педагогической деятельности. Предметное обучение в начальной школе – важное условие в освоении новых технологии обучения.

Таким образом, современные условия и требования к образованию, изменение взглядов на систему обучения диктуют внедрение наиболее современных систем обучения. Это касается в том числе и обучения в начальной школе. Именно в эти годы закладываются такие важные навыки, как способность к обучению, концентрация внимания, интерес к учебной деятельности, умение налаживать взаимоотношения с учителем и коллективом.

Традиционная система обучения основана на то, что один учитель начальной школы преподает все основные предметы – русский язык, математику, чтение, природоведение и др. Однако многие исследования на основе практических данных подтверждают довольно серьезные недостатки такой системы обучения, проблемы с точки зрения учащегося и учителя.

Повысить эффективность обучения и решить многие возникающие проблемы можно, если внедрить современную предметную систему обучения, когда все специальные предметы преподают разные учителя, как в средней школе. Эффективность такой системы подтверждается многочисленными экспериментами и исследованиями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)