История культуры Древней Греции

Культура Древней Греции – это культура периода возникновения, расцвета и кризиса рабовладельческих обществ, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на острове Сицилия и в Причерноморье. Она появляется с рубежа III-II тысячелетий до н.э. – с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается II-I вв. до н.э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в римскую державу.

Крито-микенская культура

Культура древнего Крита

Древнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит. Благодаря географическому положению этого гористого, вытянутого в длину острова здесь уже в глубокой древности скрещивались морские пути, соединяющие Балканский полуостров и острова Эгеиды с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой.

Время возникновения критской (иначе: минойской – от имени мифического царя Миноса) цивилизации – рубеж III-II тыс. до н.э., или конец эпохи ранней бронзы. Эта культура базировалась на развитом земледелии (известны плуг, злаковые; на острове найдены кладовые с пифосами для хранения зерна, масла, виноградного вина, меда и т.д.), широко были распространены скотоводство и охота. Изображенные на печатях, кубках, фресках сцены охоты и ловли быков, сбора олив и приготовления вина также свидетельствуют об этом.

Мифы называют Крит родиной ремесла: строительного, корабельного, гончарного, кожевенного, ткацкого. У владыки Крита якобы работал легендарный зодчий и скульптор Дедал – создатель Кносского дворца, первых театральных представлений, хитроумных «машин». Он первым из людей дерзнул сделать крылья и вместе с сыном Икаром, подобно птице, взлетел в небо.

Критяне имели большой флот, занимались рыболовством, торговлей и пиратством, владычествуя на море.

Критское царство было древнейшим в Европе государством с сильной централизованной властью, армией, чиновниками и данниками, арсеналом, темницами-тюрьмами, обширными складами, чеканкой монет, а также развитой сетью дорог и многочисленными морскими гаванями. Административным, хозяйственным и политическим центром критской державы был Кносский дворец.

На Крите существовала письменность («линейное письмо А»), пиктографического, а затем преимущественно слогового характера. Удалось установить, что на глиняных табличках велись административно-хозяйственные записи, но дешифровка критского письма до сих пор не завершена.

Верования древних жителей Крита были прежде всего связаны с силами природы. Они поклонялись великой богине-владычице, которая предстает то покровительницей гор, лесов, хлебных злаков и плодовых деревьев, то зловещей царицей подземного мира, держащей в руках извивающихся змей. Это – божество плодородия, Великая мать людей и животных, символ обновления природы, почитание которого было распространено в Средиземноморье со времен неолита.

Возможно, здесь, как и во многих древневосточных обществах, главным было небесное божество, ипостасью которого являлся священный бык, ибо почти каждое святилище на острове увенчано бычьими рогами; многочисленные изображения быков украшают дворцовые покои, золотые кубки, каменные и глиняные сосуды, печати. Об этом же говорят и мифы. Согласно им, на Крите обитал Минотавр – кровожадное чудовище с человеческим туловищем и бычьей головой, которому приносились в жертву прекрасные юноши и девушки.

На этой материальной и духовной основе складывалась художественная культура Крита, представленная множеством памятников. Главный из них – Кносский дворец, в котором была сосредоточена вся художественная жизнь: и те, кто повелевал, и те, кто создавал, и те, кто воспринимал произведения искусства. Мир искусства, явленный в этом ансамбле, был достаточно многообразен: дворцовая архитектура, фресковая живопись, мелкая пластика, декоративные сосуды.

Несколько слов о самом Кносском дворце. Это грандиозный комплекс зданий, включающий около 300 помещений разного назначения (жилые покои, святилища, мастерские ремесленников, кладовые и др.) общей площадью около 24 тыс. кв. м. Он имеет весьма причудливую планировку в разных уровнях с множеством колонных портиков, открытых террас, балконов и лоджий, обилием каменных лестниц. Греки называли этот дворец «лабиринтом» (т.е. «домом лабриса», а лабрис – это двойной топор, символика которого распространена на Крите) и описывали его в своих мифах как сооружение, попав в которое, человек не может выбраться без путеводной нити (именно так, с помощью нити Ариадны нашел выход из лабиринта герой Тезей – победитель Минотавра).

При всей хаотичности дворцовой постройки она все же воспринимается как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствует занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым так или иначе были связаны все основные помещения, входившие в состав этого огромного комплекса.

За всю многовековую историю Кносский дворец неоднократно перестраивался. Отдельные его части и все здание в целом, вероятно, приходилось восстанавливать после каждого сильного землетрясения, которые бывают на Крите примерно один раз в пятьдесят лет. При этом новые помещения пристраивались к старым, уже существующим. Комнаты и кладовые как бы нанизывались одна к другой, образуя длинные ряды-анфилады. Отдельно стоящие постройки и группы построек постепенно сливались в единый жилой массив, группирующийся вокруг центрального двора.

Несмотря на известную бессистемность застройки, дворец был в избытке снабжен всем необходимым для того, чтобы жизнь его обитателей была спокойной и удобной (имелись водопровод, канализация, система вентиляции и освещения).

Во время раскопок дворца археологи обнаружили множество разнообразных произведений искусства и художественного ремесла. Среди них – великолепные расписные вазы, украшенные изображениями осьминогов и других морских животных, ритоны – священные сосуды из камня в виде головы быка, замечательные фаянсовые статуэтки, изображающие людей и животных с необыкновенным для того времени правдоподобием и выразительностью, ювелирные изделия тончайшей работы, в том числе золотые перстни и резные печати из драгоценных камней.

Особый интерес представляет настенная живопись, украшавшая внутренние покои, коридоры и портики дворца. Некоторые из этих фресок изображали сцены из жизни природы: растения, птиц, морских животных. На других были запечатлены обитатели самого дворца: стройные загорелые мужчины с длинными черными волосами, уложенными прихотливо вьющимися локонами, с тонкой «осиной» талией и широкими плечами и «дамы» в огромных колоколообразных юбках с множеством оборок и в туго затянутых корсажах.

Особое место занимают фрески, изображающие «игры с быком». На одной из таких фресок – стремительно несущийся бык и акробат, проделывающий сальто у него на рогах и на спине. Состязание человека с разъяренным быком было не праздной забавой толпы, а религиозным ритуалом, связанным с культом быка, могучего и свирепого, воплощающего разрушительные силы природы: грозную стихию землетрясений, мощь бушующего моря.

Сцены «игр с быками», пожалуй, – единственная тревожная нота в искусстве Крита, которое в целом отличается безмятежностью и жизнерадостностью. Памятники критского искусства рассказывают о радостно-удивленном отношении к миру природы: на фресках и на поверхностях ваз распускаются пышные цветы, колеблются травы, резвятся стаи дельфинов, сверкают раковины, извиваются щупальца осьминога.

В сер. XV в. до н.э., в момент наивысшего расцвета минойской цивилизации, на Крит обрушивается страшная катастрофа, связанная с извержением вулкана на острове Фера (ныне Санторин). Затем с материковой Греции на Крит вторгаются ахейские племена. Упадок минойской цивилизации становится необратимым. Крит превращается в отсталую провинцию, а центр цивилизации перемещается на север, на территорию материковой Греции, где достигает высокого расцвета микенская культура.

Микенская культура

Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тыс. до н.э. с севера, где они первоначально обитали. Продвигаясь на юг, ахейцы частью уничтожали, а частью ассимилировали коренное догреческое население. Так начинался новый этап в истории Древней Греции – этап формирования греческой народности.

На первых порах своего развития микенская культура испытала на себе сильное влияние более передовой минойской цивилизации. Многие важные элементы своей культуры ахейцы заимствовали на Крите. Среди них некоторые культы и религиозные обряды, фресковая живопись во дворцах, водопровод и канализация, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, линейное слоговое письмо («линейное письмо В», расшифрованное английским ученым Н. Вентрисом в 1953 г.).

Однако микенскую цивилизацию нельзя рассматривать как всего лишь второстепенный вариант культуры Крита. Микенская культура возникла на греческой почве и была преемственно связана с древнейшими культурами этого района, относящимися к эпохе неолита и ранней бронзы.

Наиболее ранним памятником микенской культуры считаются так называемые шахтовые могилы в Микенах (XVI в. до н.э.). Первые шесть из них были открыты самоучкой и энтузиастом археологии Г.Шлиманом, который предпринял раскопки, опираясь на свидетельства Гомера о «златообильных Микенах», столице царства Агамемнона. Шахтовые могилы таили в себе поистине сказочные богатства. Археологи извлекли из них множество драгоценных вещей, сделанных из золота, серебра, слоновой кости и других материалов. Здесь были найдены массивные золотые перстни, украшенные резьбой, диадемы, серьги, браслеты, золотая и серебряная посуда, оружие, в том числе мечи, кинжалы, панцири из листового золота, наконец, совершенно уникальные золотые маски, скрывавшие лица погребенных. О воинственных наклонностях властителей Микен можно судить по обилию оружия в их гробницах, а также по многочисленным изображениям кровавых сцен войны и охоты.

Временем расцвета микенской цивилизации можно считать XV-XIII вв. до н.э., когда зона ее распространения охватила весь Пелопоннес, Среднюю Грецию, значительную часть Северной и многие острова Эгейского моря.

Основными центрами микенской культуры были, как и на Крите, дворцы. Наиболее значительные – в Микенах, Тиринфе, Фивах. Дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели. Их мощные стены сооружены из отдельных каменных глыб без всякого связующего материала («циклопическая кладка»). Примером может служить знаменитая Тиринфская цитадель. Огромные необработанные глыбы известняка, достигающие в отдельных случаях веса в 12 т, образуют наружные стены крепости, толщина которых превышает 4,5 м, высота же только в сохранившейся части доходит до 7,5 м. Дворцы были украшены фресками, на которых преобладали сцены войны и охоты.

В конце XIII в. до н.э. племенной мир всего северо-балканского региона в силу не известных историкам причин пришел в движение. Огромная масса варварских племен как греческого, так и негреческого происхождения, снялась с насиженных мест и устремилась на юг в богатые и процветающие области Средней Греции и Пелопоннеса. Маршрут, по которому шло вторжение, отмечен следами разрушений и пожарищ. На своем пути пришельцы захватили и разрушили множество микенских поселений. Основная масса варварских племен не смогла удержаться на захваченной территории и отхлынула на север, на свои исходные позиции. Лишь небольшие племена группы дорийцев и родственных им западно-греческих народностей обосновались в прибрежных районах Пелопоннеса.

Культура гомеровского периода

Важнейшим источником сведений о следующем за крито-микенской эпохой периодом греческой истории являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Их существенно дополняет археология, показывающая, что дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. Из достижений прежней эпохи сохранились лишь немногие производственные навыки и технические приспособления, имевшие жизненно важное значение (гончарный круг, техника обработки металла, корабль с парусом, культура выращивания оливы и винограда).

Микенская цивилизация прекратила свое существование. На всей территории Греции снова на долгое время утвердился первобытнообщинный строй. Не случайно этот период называют “темными веками” древнегреческой истории.

Почти все постройки того времени были из дерева или необожженного кирпича. Погребения чрезвычайно бедны и даже убоги. В них почти нет красивых ценных вещей, отсутствуют предметы чужеземного (восточного) происхождения. Все это говорит о резком упадке ремесла и торговли, о массовом бегстве квалифицированных мастеров-ремесленников из разоренной страны в чужие края, о разрыве торговых морских путей.

Изделия ремесленников заметно уступают произведениям критских и микенских мастеров. В росписи керамики безраздельно господствует геометрический стиль (узор из концентрических кругов, треугольников, ромбов, квадратов).

Экономика представляет собой натуральное хозяйство, основными отраслями которого являются земледелие и скотоводство.

Цари и аристократы живут в грубо сколоченных деревянных домах, окруженных частоколом. Дома отапливаются «по-курному», их стены и потолки покрыты сажей. Внутри жилища очень грязно. Жизненный уклад царей прост и груб. Царь разделяет трапезу с рабами, его супруга среди рабынь сидит за ткацким станком. Рабство еще не получило широкого распространения. Цены на рабов довольно высоки. Красивая и искусная в работе невольница приравнивалась целому стаду быков из двадцати голов.

Весь гомеровский период был периодом бесписьменным. Линейное слоговое письмо оказалось забытым. На территории Греции не удалось найти ни одной надписи, которая относилась бы к промежутку с XI по IX вв. до н.э.

Однако история человечества не знает абсолютного регресса, и в материальной культуре гомеровского времени элементы упадка причудливо переплетались с рядом важных новшеств.

Важнейшим из них было освоение греками техники выплавки и обработки железа. В микенскую эпоху оно было известно лишь как драгоценный металл и шло на изготовление украшений (колец, браслетов и т.д.). Древнейшие образцы железного оружия датируются XII-XI вв. до н.э. Несколько позже – в Х-IХ вв. до н.э. появляются железные орудия труда (топор, долото, серп). Широкое внедрение нового металла в производство означало в условиях того времени настоящий технический переворот. Металл впервые стал дешев и широко доступен.

Гомеровский период занимает особое место в греческой истории. Классовое общество и государство, уже существовавшие в Греции во времена расцвета микенской цивилизации, зарождаются здесь снова, но в иных масштабах и формах. На смену централизованному бюрократическому государству микенской эпохи пришла небольшая самоуправляющаяся община свободных земледельцев. Со временем из таких общин выросли первые города-государства, или полисы.

Культура архаики

К VIII в. до н.э. в Греции произошли глубокие изменения: первобытный родовой строй трансформировался в раннерабовладельческий: появились различные классы и социальные группы, возникла государственная власть и сложная хозяйственная и культурная жизнь. Основными ячейками исторического развития древнегреческого общества, его культуры, становятся полисы.

Между греческими полисами существовали различия в типах хозяйства, в календаре, законах, денежном обращении, верованиях, диалектах и т.п. Однако сохранялось и развивалось единство народа, называвшего себя эллинами.

Этому способствовала и Великая колонизация, т.е. выселение греков из городов Эгейского бассейна в многочисленные колонии, расположенные по побережью Средиземного и Черного морей. Нужны были новые земли, источники сырья, рынки сбыта. Складывалась солидарность колонистов, их сознательная и самоотверженная преданность учреждаемому общественному союзу, который стал союзом свободных и равноправных воинов с высоким чувством собственного достоинства, верой в социальную и этническую общность.

Великая колонизация стала мощным фактором культурного развития всего греческого мира. Знакомство колонистов с новыми странами, новыми племенами расширяло культурный кругозор греков. Рождалась новая греческая культура. Становление греческих полисов на старых и новых территориях сопровождалось формированием новой культуры, новой системы духовных ценностей.

Греки разработали оригинальную религиозную систему. По их понятиям, божество – это могущественное, но не всемогущее, существо, которое, в свою очередь, подчиняется высшей безличной силе – судьбе, направляющей и организующей мировую жизнь. Античная мифология сформировалась на базе родственных отношений предшествующей родовой общины. Доступные и понятные людям родственные отношения переносились на всю природу, весь мир, который мыслился состоящим из одушевленных разумных существ, образующих универсальную космическую общину. Небо, звезды, луна, солнце, реки, горы, моря, растения и животные воспринимались одушевленными и разумными существами, находящимися в родстве, совершающими те или иные действия по тем же мотивам, что и люди.

Олимпийский пантеон богов – результат длительного развития и трансформаций мифологических представлений. Поглотив и потеснив локальных богов разных племен, он стал всеэллинским, а затем и всеобщим античным.

В XI-VIII вв. до н.э. в Греции была создана алфавитная система письменности, состоящая из 24 букв, а в VIII-VI вв. до н.э. рождается греческая литература. Первоначальным ее жанром была эпическая поэзия (сказания из жизни богов и героев).

Бурное развитие городов в самой Греции и ее колониях вызвало подъем градостроительного искусства, архитектуры и скульптуры. Показателем зрелости раннегреческой культуры архаики является зарождение философских концепций. Раннюю греческую философию называют натурфилософией, поскольку философские и естественнонаучные знания составляли еще единое целое, и, кроме того, ранние философы в большей степени занимались объяснением природы, нежели другими философскими проблемами. Концепции раннегреческих философов представляли собой попытку рационалистического объяснения мира. Они отражали и вместе с тем обосновывали рационализм мышления древних греков, освобождали его от пут религиозного мистицизма, утверждали уверенный оптимистический взгляд на мир, на силы и способности человеческой личности.

Классическая культура

Победа греков в греко-персидских войнах (500-449 гг. до н.э.), окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины, особенно во время правления Перикла (444-429 гг. до н.э.). В V-IV вв. до н.э. греческая культура стала одной из самых развитых культурных систем древнего мира.

Основными факторами формирования классической греческой культуры были:

  • экономическая основа (рабовладельческая экономика), создавшая достаточные материальные возможности для культурного развития;
  • социальная основа (рабовладельцы и среднее гражданство, имеющие гарантии своего благосостояния и являющиеся полноправными гражданами и воинами), ставшая благоприятной средой для создания и восприятия культурных ценностей;
  • политическая основа (наличие полисов с демократическим политическим устройством), предполагавшая активное участие граждан в государственных делах и способствовавшая формированию самостоятельно мыслящей личности;
  • характер греческой религии (простота культовых обрядов, проведение главных религиозных церемоний выборными магистратами), исключавший возможности складывания разветвленной и влиятельной жреческой корпорации, ее монополию в культурном творчестве;
  • широкое распространение грамотности;
  • сама природа, требовавшая от древних греков трудолюбия как необходимого условия их жизни; для мировоззрения эллина характерно развитое чувство природы, заложенных в ней соразмерности и естественной гармонии, которое по-разному было реализовано во всех направлениях культурного творчества: в музыке, философии, архитектуре, скульптуре, литературе.

Перечисленные факторы формирования греческой культуры определили ее огромные достижения, большое воздействие на последующее развитие мировой культуры.

Важнейшие особенности культуры классического периода составляют: полнота, разнообразие и известная законченность составных частей культуры; ее гуманистическая направленность; создание шедевров, вошедших в культурный инвентарь последующих поколений.

Эллинистическая культура

Итак, основы и ядро античной культуры сложились в греческих полисах. Следующий этап ее развития связан с распространением античных традиций на захваченных А.Македонским территориях. По путям, открытым македонским завоеванием Персии, античная культура продвигается на Восток, достигая Средней Азии и Индии. Полисы превращаются в самоуправляющиеся ячейки иных государств – эллинистических монархий.

Складываются новые условия культурного развития:

  • расширение ойкумены, т.е. обитаемого мира, круга земель, населенных людьми; расширение окружающего мира, знакомство с новыми условиями жизни и местными, часто очень древними, традициями расширяло кругозор, создавало благоприятные условия для культурного творчества;
  • нестабильность социальной системы, многообразие социальных противоречий выражалось в различии идеологических систем, философских и научных подходов, разнообразии решений в архитектуре, скульптуре, мелкой пластике или литературе;
  • рост общественного и личного богатства: эллинистические общества располагали большими материальными возможностями, часть которых затрачивалась на финансирование культуры;
  • повышение роли государства в развитии культуры: эллинистические монархии выделяли значительные средства для финансирования тех или иных отраслей культуры, направляя процесс художественного творчества в нужное им русло;
  • взаимодействие традиций греческой и древних восточных культур.

Эллинистическая культура – синтез греческой полисной и древневосточной культуры, где ведущую роль играла греческая культура (ее фундамент – классическая греческая культура; признанный язык – греческий; основные создатели культуры – греки). Воздействие древневосточной культуры сказалось в ряде новых философских идей (мистицизма и глубокого индивидуализма), в повышении роли религии в общей духовной атмосфере, внедрении ряда достижений древней науки.

Глубокие изменения в мировоззрении эллинистических людей оказали значительное влияние на состояние философии как мировоззренческой науки об общих законах развития мира, человека и его мышления. Появляются новые философские системы стоиков, эпикурейцев и киников, которые предлагают свои варианты решения не только натурфилософских, но и этических проблем.

Эллинистические государства, где немногочисленная греко-македонская элита держала в своих руках всю полноту власти над местными народами, были внутренне слабыми и к тому же постоянно вели войны друг с другом. В решающий момент они не смогли оказать достаточного сопротивления растущей государственной мощи Рима и постепенно, одно за другим, лишились независимости. На месте бывших эллинистических царств возникли обширные римские провинции.

«Греция, пленницей став, победителей грубых пленила, в Лациум сельский искусства внесла», – писал римский поэт Гораций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)