История культуры Древнего Рима

Если прологом древнегреческой культуры были крито-микенская, то предшественницей древнеримской была культура этрусков.

Культура этрусков

Как происхождение этрусков, так и их таинственный язык, составляют и поныне неразгаданную загадку. Вероятно, они прибыли в Италию около 1000 г. до н.э. из Малой Азии, с побережья Эгейского моря. Поэтому созданная ими развитая культура явилась синтезом восточного и эллинского начал. Подчинив себе местное население, они расселились по территории между Тибром и Арнусом, в области, которая в древности получила название Этрурии, а ныне называется Тосканой.

Этруски занимались земледелием (растили зерновые, лен, виноград), разработкой месторождений меди, олова и железа и металлургией, керамическим производством, торговлей. Свидетельством разветвленности внешнеторговых связей этрусков является заупокойный инвентарь их погребений. В гробницах богатых этрусков археологи обнаружили египетские сосуды, страусовые яйца с изображениями сфинксов, изделия из слоновой кости, золотые и серебряные сосуды из Сирии и с Кипра, греческие черно и краснофигурные вазы, а также янтарные бусы, привезенные с побережья Балтики. Вывозили же этруски главным образом оружие и вино.

Этруски считались искусными градостроителями. Окруженные зубчатыми стенами из камня и оборонительным рвом, их города строились по единому плану: две улицы, одна из которых идет с севера на юг, другая – с запада на восток, пересекаясь под прямым углом, делили город на четыре квартала. Улицы имели мощные мостовые и тротуары, дома – водопровод и канализацию. Города связывали великолепные дороги, при строительстве которых пробивались туннели и возводились мосты.

При закладке города совершались особые церемонии, которые впоследствии были переняты римлянами. Границы будущего города намечались бороздой, вспаханной плугом, запряженным коровой и быком. На местах, отведенных для городских ворот, плуг поднимался и борозда прерывалась.

Во главе этрусков первоначально стояли цари. Но со временем, с распадом родового строя власть племенных царей ослабла – бразды правления перешли в руки аристократии. Этрурия не была единым государством: каждый город был отдельным политическим целым, где власть принадлежала аристократии. Правда, они объединялись в союзы, которые носили в большей степени религиозный, а не политический характер.

О религии этрусков известно мало. Они почитали троицу высших небесных божеств – Тина, Уни, Мнерву (позже были введены в римский пантеон в виде капитолийской триады – Юпитера, Юноны и Минервы). Существовал и целый ряд других божеств, которыми управлял громовержец Тин, мечущий молнии сначала в предостережение виновным, а затем в наказание им.

Боги этрусков гневны и загадочны. Люди вынуждены постоянно угадывать их волю и приносить им жертвы, вплоть до человеческих. Воображение этрусков создало также множество демонов, как злых, вредящих человеку, так и добрых, помогающих ему, покровительствующих его семье и дому.

Этрурия, «мать и родительница суеверий», создала также весьма сложную систему гаданий, которая должна была дать человеку возможность узнать волю богов и избежать несчастий. Правила гадания, позднее усвоенные и в Риме, назывались там «этрусской наукой». Гадали по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени, ведь по этрусским верованиям, принесенным с Востока, каждой из 40 частей, на которые древние делили небо, соответствует определенная часть печени. Поэтому для гаданий изготовляли модели печени с делением на 40 частей.

Культура этрусков свидетельствует об их значительной художественной одаренности. Искусство их самобытно, хотя в нем можно выделить следы малоазийских, позднее греческих влияний. Ему свойственно стремление к реализму, столь заметное в росписях гробниц этрусской знати.

Если храмы и жилые дома этруски возводили из дерева, сырцового кирпича и глины (камень использовался лишь в фундаменте), то гробницы строились из более прочного материала (высекались в скальном грунте или складывались из камней). Именно поэтому они сохранились до нашего времени.

Наиболее характерным был тип гробницы, воспроизводящей модель жилого дома с центральным двориком и выходящими в него помещениями. Обычно стены гробниц расписывались. Содержание росписей чаще всего было связано с шумными церемониями, устраивавшимися после торжественных похорон знатных покойников. Только фигуры плакальщиков или жрецов напоминали о погребальном значении росписей. Над чувствами скорби и печали преобладали проявления жизни. Сцены трапез и конных ристаний, фехтовальных игр и кулачных боев, охоты и рыбной ловли и даже картины блаженства душ в царстве мертвых исполнены с кипучей энергией.

Обращает на себя внимание красочность росписи, где господствуют пестрота и сочность красок. Колористическое решение подчеркивает особенность восприятия этрусками потусторонней жизни: не трагически, как безвозвратную гибель, а как своеобразное продолжение земной, реальной жизни.

Широко была распространена и скульптура. Мраморной скульптуры сохранилось мало, ведь собственных залежей мрамора в Этрурии не было. Этруски больше не ваяли, а лепили. Основным материалом для скульпторов была терракота. Из терракоты изготовляли знаменитые саркофаги, иногда в форме ложа, на котором полулежат человеческие фигуры, погребальные урны, статуи. До нашего времени сохранилась и этрусская бронзовая скульптура, например, химера с головами льва и козла, и капитолийская волчица, эмблема Рима.

Изобразительное искусство этрусков выявило свойственное им внимательное отношение к действительности, стремление к ее точной, конкретной передаче. Изображения усопших на саркофагах и урнах реалистичны. Они передают индивидуальные особенности без всяких прикрас – грубость черт, излишнюю полноту и т.д. Детальность видения мира, почти полное отсутствие иносказаний, живость образов, – все эти черты впоследствии получат свое развитие у римлян.

VII-V вв. до н.э. – период наивысшего расцвета Этрурии. В IV-III вв. до н.э. римляне последовательно покоряют все этрусские города.

Культура раннего (царского) Рима

Отсчет истории своего города римляне вели от вполне конкретного мифического события.

Согласно легенде, новорожденные близнецы, внуки царя Альбы Лонги Нумитора, Ромул и Рем были брошены в Тибр по приказу злоумышленника Амулия, свергнувшего с престола их деда и опасавшегося мести. Но по воле отца младенцев бога Марса волна вынесла их на берег. Здесь мальчиков нашла и вскормила своим молоком волчица. Воспитателем детей стал царский пастух Фаустул. Братья выросли, узнали о своем происхождении, убили Амулия и вернули власть деду. На том месте, где были найдены, они основали город, который по жребию получил название, производное от имени Ромул (Рим). Римляне верили в то, что это произошло 29 апреля 753 г. до н.э.

Однако археологические раскопки показывают, что еще за два столетия до этого, т.е. в Х в. до н.э. небольшая группа латинян поселилась на Тибре, с западной стороны Палатинского холма, откуда можно было легко заметить приближающегося неприятеля. Так возникло прямоугольное селение – «квадратный Рим».

Кроме латинян, в Риме жили сабиняне и этруски. Основой римского общества был род. Во главе общины стоял царь, избиравшийся на собрании и обладавший сильной властью. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк, возведен украшенный глиняными статуями храм Юпитера на Капитолийском холме.

Полноправные граждане, члены родов, назывались патрициями. Патрициями были лишь местные уроженцы, владевшие земельными участками. Они имели право принимать участие в народных собраниях и служить в ополчении. Кроме патрициев, в Риме существовали две другие категории свободного населения: клиенты и плебеи. Сохраняя личную свободу, они не имели ни политических прав, ни права вступать в брак с представителями патрицианских родов, ни права иметь участок земли, и занимались сельским хозяйством, ремеслом и торговлей.

Культура римской республики

В 509 г. до н.э. римляне изгнали последнего царя – жестокого Тарквиния Гордого – и уничтожили царскую власть. Был установлен республиканский строй аристократического характера. Римская община к тому времени представляла собой один из полисов Апеннинского полуострова. Коллектив граждан решал политические дела на народных собраниях, защищал границы своего небольшого государства.

Для полиса характерным было стремление к обособленности и замкнутости. Земледельческая община вела натуральное хозяйство и мало нуждалась в посторонней помощи. Со стороны соседей могла исходить опасность земельных захватов, поэтому с ними община обычно находилась в натянутых отношениях. Это усиливало замкнутость общины, ее агрессивность, направленную вовне.

Граждане общины стремились не к заимствованию новых идей, а к сохранению дедовских нравов и обычаев, с опаской относились ко всему новому, иноземному. Отсюда – традиционализм и консерватизм их культуры.

Постепенно, по мере развития римских завоеваний, город-государство на Тибре сменился громадной державой, включавшей весь Апеннинский полуостров и многие заморские территории с многомиллионным населением, многими городами, сложным хозяйством, разными классами, постоянной армией, сложным государственным аппаратом.

Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завоевание греческих городов в Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре.

К середине II в. до н.э. Рим стал мощной средиземноморской державой. Однако примерно в то же время в государстве изменилась внутриполитическая обстановка – начались гражданские войны, приведшие к падению республики.

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило ее эклектизм.

Культура Рима периода империи

В конце I в. до н.э. Римское государство из аристократической республики превратилось в Империю, огромную державу, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку и большую часть Европы. Время затишья классовой борьбы («римский мир») в период правления Августа (27 г. до н.э. – 24 г. н.э.) стимулировало высокий расцвет культуры.

В конце II-III в. Рим охватил всеобъемлющий кризис. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях Империи самостоятельных правителей. Характерные признаки кризиса античной культуры – паразитический образ жизни значительной части свободного населения, низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение мистических восточных культов. В архитектуре не создается уже ничего нового, совершенная портретная скульптура сменяется более грубой, падает техническое мастерство.

Одряхлевшая Римская империя, раздираемая внутренними противоречиями и теснимая со всех сторон внешними врагами, не имела будущего. Она перестала существовать в 476 г., когда командир германских наемников Одоакр сместил малолетнего римского императора Ромула Августула. Эта дата традиционно считается концом Древнего мира, античности и началом западноевропейского Средневековья.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)