Исследовательские программы

Понятие введено И. Лакатосом для того, чтобы в научном сообществе укрепилось представление о существовании научной реальности, не сводимой к строгой рациональности.

Под исследовательской программой понимается развитие исходной фундаментальной теории, идеи, методы которой провозглашаются лидерами этой науки.

Исследовательская программа формирует реальность отношений человека (исследователя) и изучаемого им отрезка или фрагмента действительности.

В естествознании образцом нормы являлась классическая наука.

Ее уровень организованности принимает характер догмы, служит движению мыслительной деятельности на основе чисто рациональных норм с установками на ценность объективного и предметного знания, приращение знания, запрет на умышленное искажение истины ради политических, религиозных интересов.

Интересно
В гуманитарно-социальных науках исследовательская программа опирается на принципы неклассической философии, что выражается в схватывании тенденций, определяющих связь любой исследовательской программы с относительностью и многомерностью существования человека, как в самом себе, так и в обществе.

Исследовательские программы являются образцами для выделения принципов организации научного знания.

Каждая исследовательская программа выявляет свою логику построения и стоящего за ней мышления.

Иерархический принцип требует подчинения исследовательской программы уровню развития современных наук об обществе – социальные науки воздействуют на гуманитарные аспекты исследования.

Междисциплинарный принцип порождает методологию смыслового поля исследования как нейтральной «срединной» полосы между гуманитарными и социальными науками посредством выделения значимых для исследователя контекстов.

Трансдисциплинарный принцип требует организации исследования, в котором все исследовательские конструкции удерживаются общей отдельно структурированной «метаметодологией».

Наличие принципов в современной гуманитарной науке в неустойчивой среде миропорядка, возникшего с разрушением традиций, трансформацией языков, смешением этносов, является определяющим для исследовательской программы.

Принципы разворачиваются в тенденции (лат. tendo – направляю, стремлюсь), которые демонстрирует ситуацию сдвига неклассической методологии в исследовании к постнеклассической, предполагающей усиления аспектов дробления общей идеи на множественность контекстов, предполагающих их взаимозависимость, взаимозаменяемость и диалог.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)