Исследование телесности в психологии

В психологии получен опыт использования разного рода проективных рисуночных методик, в частности, представление и осознание телесности в рисунках на темы «Мое тело», «Телесные ощущения», «Образ себя».

С. А. Хазова делится опытом изучения телесности на основе рисунков студентов на тему «Мое тело». При исследовании представлений о своем теле с помощью рисунков были получены результаты, свидетельствующие о противоречивом телесном Я респондентов.

Согласно данным автора, вопрос о теле у всех респондентов определяется как интересный, волнующий, значимый, интимный, что проявляется в анализе рисунков. Большинство изображенных объектов занимает большую часть листа, что может свидетельствовать о признании значимости своего тела.

В то же время в рисунках присутствует штриховка, отражающая состояние напряжения, тревожности, что может быть связано с неоднозначным отношением к телу. Признается дискомфорт в теле, часть респондентов сравнивают себя с животными, олицетворяющими неуклюжесть.

Автор приходит к выводу, что представления о теле неполные, противоречивые, отличаются неясным эмоциональным отношением к своему телу и что собственная телесность не рассматривается как ресурс. Рекомендуется методика «Телесная метафора», согласно которой проблема может быть выражена с помощью позы.

Е. Б. Станковская предлагает воспользоваться разработанной авторской методикой «Отношение к телу». Эта методика содержит вопросы для девушек и женщин и позволяет получить представление о телесном самосознании.

Приведем данный опросник, который состоит из 22 вопросов:

  1. Часто ли Вы в своей жизни обращаетесь к себе, размышляете о себе, говорите с собой? Вводный вопрос, погружающий респондента в диалог с собой. Что для Вас означает «Я сама, собственно Я» в Вашем самосознании, самочувствии? Данный вопрос углубляет обращение личности к себе, позволяет оценить основные модусы отношения к себе и представленность в нем телесной сферы.
  2. Ощущаете ли Вы свое тело как важную часть себя? Вопрос направлен на определение субъективной значимости телесного бытия, принятия/отчуждения от своего тела.
  3. Чувствуете ли Вы себя полной жизни? Позволяет оценить свою витальность, контакт с телом.
  4. Чему служит Ваше тело? Раскрывает смысловое наполнение телесности. Позволяет оценить отношение в параметрах: «мое тело – для меня» – «мое тело – для Другого»; «наружность», «организм», «плоть», «облик».
  5. Что тревожит Вас в связи с собственным телом?
  6. Какие проблемы, касающиеся Вашего тела, стоят перед Вами?
  7. Сдерживает ли Вас что-то в Ваших мыслях и высказываниях о собственном теле?
  8. Довольны ли Вы своим телом?
  9. Что бы Вы хотели изменить в своем теле? Эти вопросы (с 5 по 10) направлены на то, чтобы с разных сторон оценить гармоничность и наличие противоречий в индивидуальном отношении к телу, уровень принятия/непринятия, а также эмоциональный аспект отношения. Вопрос 8 введен в связи со спецификой темы: телесное бытие пронизано стыдом и тревогой.
  10. В чем для Вас заключается идеальное состояние Вашего тела? Позволяет оценить присутствие культурной динамики в индивидуальном отношении, степень безличности отношения (формальность идеала).
  11. В каких категориях Вы видите и оцениваете свое тело? Оценивается представление о собственном теле, уровень знаний, модусы отношения («мое тело – для меня» – «мое тело – для Другого»; «наружность», «организм», «пластика», «облик»).
  12. Какими характеристиками из выделенных пар Вы можете воспользоваться, оценивая себя? Данный вопрос направлен на исследование степени удовлетворенности своим телом, выявление противоречий.
  13. Как Вы себя ощущаете?
  14. Нравится ли Вам, что Ваше тело – женское? Оба вопроса (14 и 15) оценивают принятие собственной женственности, восприятие своего тела в аспекте пола.
  15. Что является важным для Вас в оценке и понимании собственного тела? Вопрос позволяет приблизиться к пониманию смыслового наполнения телесности, модусов отношения к телу («тело – для меня» – «тело – для Другого»; «наружность», «организм», «пластика», «облик»).
  16. Есть ли у Вас образцы, идеалы тела, которые Вы хотели бы воссоздать собой? Оценивается то, как женщина использует социокультурные образцы отношения к телу. Возможна оценка идеалов в параметрах «реалистичность – нереалистичность».
  17. Над чем, по Вашему мнению, нужно больше работать? Этот вопрос помогает понять значимость телесной сферы и выявить возможные противоречия на основе сопоставления ответов на другие пункты опросника.
  18. Чем для Вас является Ваше тело? Позволяет оценить: принятие/непринятие своего телесного бытия, отчуждение от тела, а также модусы отношения к телу («тело – для меня» – «тело – для Другого»; «наружность», «организм», «пластика», «облик»).
  19. Соответствует ли Ваше тело тому, как Вы себя внутренне чувствуете, воспринимаете, понимаете? Исследование отчужденности/близости с собственным телом («тело – это Я», «тело – это не Я»); гармоничности/противоречивости в аспекте переживания собственной ценности, самовыражения, самовоплощения («тело как то, что меня выражает»; «тело – то, что мешает другим увидеть меня»).
  20. Что для Вас важно? Позволяет исследовать отношение личности к себе в целом, отношение к телу: является ли телом для Других.
  21. Что, на Ваш взгляд, можно делать с Вашим телом, а что нельзя?

Позволяет охарактеризовать категориальную оснащенность представлений о себе и уровень знаний о своем теле. Задание: изобразить в круге, выделяя соответствующие секторы (чем важнее для Вас параметр, тем больше должен быть соответствующий ему сектор).

В наглядной форме отображается субъективная значимость телесной сферы, а также вес отдельных параметров телесного бытия (внешности, заботы о здоровье) и принятия собственной женственности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)