Исследование синтаксических показателей речи

Информативными показателями сформированности синтаксических операций являются средняя длина, распространенность фраз и структурная сложность используемых синтаксических конструкций. Среднюю длину фраз можно исследовать посредством анализа свободных высказываний (точнее, их фонограмм). Это достаточно трудоемкий процесс.

Более простым, но косвенным методом оценки способности к синтаксированию является тест «Повторение фраз». В этом случае оценивается максимальная длина фраз, которые ребенок способен повторить безошибочно.

Ребенку предлагается повторить фразу, произнесенную обследующим. В случае ошибки опыт повторяется с другой фразой той же длины и сложности.

Данное задание входит в методику обследования интеллекта Бине-Симона. Еще в 1925 г. оно в расширенном виде было адаптировано для русской популяции и стандартизовано А. П. Нечаевым.

Задание может использоваться для оценки синтаксического компонента языковой компетенции детей и диагностики лексико-грамматическго недоразвития.

По данным литературы, предельная длина фразы, которую ребенок способен повторить, близка к той, которой он может пользоваться в спонтанной речи.

Можно полагать, что выполнение этого задания зависит от функциональных возможностей премоторных отделов мозга. Дети с тотальным избирательным недоразвитием речи обычно де-монстрируют весьма низкие результаты в этом задании. При этом нередко способность строить развернутые высказывания и уровень речевой активности тоже низки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)