Инженерная деятельность трансформации и перспективы

Проектирование и создание технических устройств называется технической деятельностью, и на первых исторических этапах она осуществлялась на основании наблюдения, обобщения опыта, применения здравого смысла.

Инженерная же деятельность знаменует особый этап технической деятельности, отличающийся повышенной эффективностью, связанной с систематическим применением научных знаний для конструирования и изготовления технических объектов — машин, механизмов, сооружений, устройств и т. д.

В процессе использования науки для создания техники инженер решает научные и технические задачи, вырабатывая новые знания, оказывающие обратное стимулирующее влияние на развитие науки. Это сближает деятельность инженера с деятельностью ученого-экспериментатора и отличает от работы техника-ремесленника.

На первых этапах своего развития инженерная деятельность ориентируется прежде всего на естественные науки (физику, химию, математику), с течением времени начинает использовать и развивать дальше формирующиеся на стыке науки и техники технические науки (начертательную и проективную геометрию, сопротивление материалов, теорию машин и механизмов, теоретические основы электротехники и другие).

В современном мире техника стала неотъемлемой составной частью социокультурного пространства, главным элементом техносферы, следовательно, нуждается для своего безопасного использования и дальнейшего развития в применении наряду с естественными и техническими науками наук социогуманитарных.

В деятельности по созданию техники ученые выделяют несколько этапов. Нулевой цикл (первобытное общество) характеризовался созданием простейших орудий и сооружений, основанным на устной передаче технического опыта, использованием силы домашних животных, сакрально-анимистическими сценариями осмысления техники.

Появление техники в древних государствах (Египет, Шумер, Вавилон), использующей впервые силы природы для выполнения работы, сохраняющей опыт с помощью письменности и специфических знаковых средствах (чисел, чертежей, расчетов). Это позволило создать достаточно сложные технические сооружения (ирригационные системы, дворцы, пирамиды, большие корабли, древнюю металлургию и т. д.), а также более совершенное оружие и орудия труда. Меняются и сакральные сценарии осмысления техники.

Развитие техники в Античности и Средние века знаменовало впервые использование знаний при конструировании машин (построение планов, схем, расчетов отдельных элементов).

Конечно, это были еще не научные знания, основанные на строго эмпирических исследованиях, а в большей степени умозрительные догадки, но они позволили создать особый тип инструментального отношения к миру, а также модель рационального осмысления деятельности и технического творчества.

Появление инженерного этапа развития техники сопровождалось ростом естественнонаучного и технического знания, используемого при конструировании и изготовлении технических устройств, спровоцировавшего бурный рост изобретательства и формирование научной рациональности, приведшей к целенаправленному изучению природы и обоснованию порядка действий (технологии) при изготовлении машин и механизмов. Промышленный этап привел к формированию производственных комплексов, промышленности и сферы массового потребления на основе достижений инженерии и новых форм организации труда.

Интересно
Современный этап конструирования и создания техники справедливо называют технологической революцией. До определенного времени технология рассматривалась лишь как одна из сторон организации производства наряду с ресурсной, материально-технической, управленческой и т. д.

Но реализация в последние десятилетия крупных национальных технических программ и проектов в наиболее развитых в промышленном отношении странах позволила осознать новый характер взаимоотношений между технологическими процессами, операциями, принципами и характером развития науки, техники, инженерии, производства в конкретном обществе. А они, в свою очередь, зависят от социально-политических и культурных особенностей стран и регионов.

Разработка и производство полупроводников, компьютерной или ракетной техники, нано и биотехнологий, других высокотехнологичных систем оказались зависящими от достигнутого в данной стране уровня научных исследований, инженерных разработок, проектирования, равно как и от способов организации труда, квалификации и образования трудовых ресурсов, соотношения приоритетов и целей общества, качества продукции и многих других социокультурных факторов. Технология предстала как совокупность принципов гармоничного сочетания технических, социальных и культурных факторов, обеспечивающих инновационное развитие техносферы.

С развитием общества происходит дифференциация и усложнение инженерной деятельности, которая на первых этапах включала в себя лишь изобретательство, конструирование и технологию производства. С возникновением и совершенствованием технических наук к ним добавляются еще инженерные исследования и проектирование, затем создание социотехнических систем и человеко-машинных комплексов.

А со становлением технологического этапа можно констатировать общественную потребность в таких видах инженерной практики, как организация и управление социотехническими проектами, оценка рисков технического развития, комплексная экспертиза последствий и перспектив создания и применения новых технологий, мониторинг эксплуатации, функционирования и ликвидации инновационных продуктов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)