Инвентаризация

Согласно ст. 11 Закона «О бухгалтерском учете» все имущество и обязательства подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов учета, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Виды инвентаризаций представлены на рис. 1.

По охвату инвентаризации делят на полные и частичные. Полными называют такие инвентаризации, при которых выявляется фактическое наличие всего имущества и всех обязательств организации.

Выборочными, или частичньши, считаются такие инвентаризации, при которых проверке подлежит один или несколько видов имущества и (или) обязательств организации.

По времени проведения различают инвентаризации плановые и внезапные (внеплановые).

Плановыми называют такие инвентаризации, график проведения которых установлен в учетной политике экономического субъекта. Внезапными, или внеплановыми, инвентаризациями считаются такие проверки, проведение которых не предусмотрено учетной политикой организации.

Как правило, такие инвентаризации осуществляются при хищениях, порче имущества, при налоговых или аудиторских проверках.

Рис. 1. Виды инвентаризации

В действующем Законе «О бухгалтерском учете» не содержится перечень случаев обязательного проведения инвентаризации. Указанный перечень может быть установлен законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

Однако проведение инвентаризаций в случаях, которые были предусмотрены старым Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» как обязательные, можно считать необходимым и обоснованным.

Так, проверка наличия всего имущества и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в значительной степени помогает установить стоимостные характеристики, необходимые для адекватной оценки финансового состояния экономического субъекта.

В случаях смены материально ответственных лиц инвентаризации также необходимы, поскольку способствуют выявлению имущества, переданного этим лицам. При этом целесообразно проводить полную проверку имущества.

Это следует закрепить внутренним нормативным актом организации.

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества инвентаризация также необходима и осуществляется с целью выявления величины ущерба.

При этом выявляются лица, ответственные за хозяйственные операции с данным имуществом, и определяется возможная степень их вины.

Объем инвентаризационных мероприятий при выявлении ущерба в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, обусловливается масштабами чрезвычайной ситуации и вероятной локализацией ущерба.

Например, если в результате пожара был полностью или частично разрушен производственный цех или здание офиса, то проводить инвентаризацию всех основных средств организации нецелесообразно.

Отдельно устанавливалась обязательность проведения инвентаризации при реорганизации или ликвидации организации.

При реорганизации или ликвидации организации составляется и представляется бухгалтерская отчетность, перед составлением которой проведение инвентаризации обязательно, что связано с необходимостью составления промежуточного и ликвидационного баланса (при ликвидации организации), а также установления точного объема обязательств и источников их возмещения при ликвидации и реорганизации.

При преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия необходимость проведения инвентаризации представляется очевидной, так как происходит не только реорганизация организации, но и смена собственника.

При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже проведение выборочной (в отношении передаваемых объектов со всеми принадлежностями, комплектующими и т.п.) инвентаризации также представляется целесообразным и логичным.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Фактическое наличие обязательств проверяется путем составления актов взаимных сверок с контрагентами.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии утверждается руководителем организации и прилагается к ее учетной политике.

В состав инвентаризационной комиссии, как правило, включаются представители аппарата управления организации, работники бухгалтерии и специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). Отсутствие хотя бы одного члена инвентаризационной комиссии служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия должна получить и изучить актуальные приходные и расходные документы, отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Остатки имущества по учетным данным к началу инвентаризации определяются по приходным и расходным документам, которые визирует председатель инвентаризационной комиссии.

Указанные расходные и приходные документы на имущество материально ответственными лицами предварительно сдаются в бухгалтерию или передаются инвентаризационной комиссии.

О том, что к началу инвентаризации все ценности, поступившие к материально ответственным лицам, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход, все материально ответственные лица организации дают соответствующие расписки.

Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения, собранные инвентаризационной комиссией о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств, обобщаются в итоговых документах, которые называются инвентаризационные описи, акты инвентаризации или сличительные ведомости. Данные документы, как правило, составляются в двух экземплярах.

В результате инвентаризации комиссия может выявить излишки, недостачи или не выявить никаких расхождений между фактическим наличием имущества и обязательств и данными бухгалтерского учета.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Излишки, выявленные в результате инвентаризации, должны относиться на увеличение прочих доходов организации.

Недостачи имущества и финансовых обязательств должны быть отнесены на виновных лиц, а при невозможности их определения или в случае отказа к взысканию с виновных лиц судом — на увеличение прочих расходов организации.

В случае обнаружения недостач товарно-материальных ценностей, по которым установлены нормы естественной убыли, в пределах существующих норм суммы недостачи относятся на счета затрат организации, а сверх норм — на виновных лиц или прочие расходы.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» выявленные расхождения подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, когда проводилась инвентаризация.

Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (и. 5.5), установлено, что результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором она была закончена, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

Аналогичная норма содержится в п. 34 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)