Интернет ориентированные педагогические технологии в контексте развития личностных потребностей обучающихся

В современных реалиях уже никто не сомневается в целесообразности использования современных интернет-ориентированных педагогических технологий в учебном процессе. Опыт последних лет показал, что компь- ютеризированное обучение в целом существенно повышает уровень обучения и развития учащихся.

Очевидно, что компьютер никогда не сможет заменить педагога, так как полноценный учебный процесс обязательно включает в себя формирование личности обучающегося при осуществлении межличностного общения и влиянии преподавателя.

Однако использование компьютера позволяет:

  • разгрузить преподавателя от трудоемких операций по подготовке
    учебной информации и ее представлению, а также контролю знаний;
  • обеспечить накопление передового учебно-методического опыта;
  • создать возможность диалогового обучения для обучаемых и адаптации процесса обучения, учитывая индивидуальные особенности учеников. Интернет-ориентированные педагогические технологии относятся к информационным технологиям, которые объединяют процессы подготовки и передачи информации обучающему посредством использования компьют

ера.

Рассмотрим основные интернет-ориентированные педагогические технологии:

1. Индивидуальное обучение – индивидуальное наставничество (менторство).

Сетевой ментор – профессионал в конкретной предметной области который помогает учащемуся самостоятельно освоить определенную область знаний, как в рамках учебной программы, так и вне ее, если речь идет об индивидуальной работе с талантливыми детьми. Эта форма работы наиболее актуальна в нынешнее время, поскольку идеально подходит для Интернета, учащиеся при общении в чатах, чувствуют себя более раскованно, чем при личном общении со взрослым ментором.

Такая коммуникативная форма общения позволяет более четко формулировать вопросы и ответы на них. Если учащийся справляется с заданием или разбирается с темой, то индивидуальное обучение (менторство) заканчивается.

2. Парное обучение. Обучение в сотрудничестве это совместное (поделенное, распределенное) исследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно осваивая учебный материал. При этом четко видно две процессуальные стороны обучения в сотрудничестве:

  • общение учащихся друг с другом в составе ученического коллектива;
  • собственно процесс обучения. Роль педагога здесь сводится к тому, что он для учащихся (ставит учебную задачу), а далее он должен создать такую благоприятную среду общения, психологический климат, при которых учащиеся могли бы работать в сотрудничестве. При этом, в отличие от других технологий обучения, педагог является полноправным участником процесса обучения
  • что, разумеется, не снимает с него ответственности за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем.

К этой форме обучения относится, например, репетиция: два участника группы совместно готовятся к итоговой презентации (представлению проекта, выступлению с докладом на конференции и т. п.).

Интересно
Каждый из них подготовил свою собственную презентацию. Однако, перед ними ставится новая задача – «проиграть» друг перед другом эти презентации, а затем обсудить их качество, задать друг другу как можно большее количество вопросов, пытаясь предугадать, какие ситуации могут возникнуть во время будущей официально запланированной презентации перед всей группой.

После предварительного обсуждения учащиеся корректируют свои материалы, помогают друг другу в их доработке (переработке). При подобной форме работы учащиеся глубже вникают в суть изучаемого вопроса, заранее «проговаривают» весь материал презентации, что позволяет решить следующие задачи: – снимается страх публичного выступления; – повышается уверенность в собственных силах; – лучше запоминается материал; – заранее корректируются все неточности (что позволяет представить в дальнейшем выверенный вариант презентации, не содержащий ошибок); – учащиеся лишний раз тренируются в использовании сетевых ресурсов и технологий (например, при участии в видео конференции или чате).

Другой формой парного обучения является, ставшая уже «классической» форма общения учащихся по Интернету, друзья по переписке: общение в чатах очень эффективны при изучении иностранных языков, для тренировки языковых умений и навыков и общением с носителями языка.

Однако, многолетний опыт преподавателей, работающих с учащимися в Интернет, показал, что просто переписка – без определенной темы и не контролируемая преподавателем не будет эффективной и, едва начавшись, может тут же прерваться. «Друзьям по переписке» должны быть поставлены конкретные задачи, их деятельность должна вписываться в определенный учебный курс и осуществляться по плану.

Эта формы работы очень часто используется при обучении учащихся по проектной методике, в проектах по гуманитарным дисциплинам. Еще одной формой парного обучения может быть совместная творческая работа: этот прием также хорошо известен всем тем, кто работал с учащимися в рамках телекоммуникационных проектов. Учащиеся полу- чают одно творческое задание на двоих и начинают работу над ним в качестве соавторов.

При этом возможны различные схемы совместной деятельности, которые учащиеся могут выбрать сами или им это может под- сказать преподаватель. Одна из форм совместной работы учащихся предусматривает обмен рецензиями на работы друг друга. Преподаватель ставит перед двумя учащимися задачу: написать в качестве зачетной работы реферат, а затем, об- меняться этими рефератами и написать на них рецензию.

Когда работа будет выполнена, учащиеся пересылают по электронной почте свои ра- боты и рецензии на них преподавателю, тот проверяет их и дает свои комментарии.

3. Коллективное обучение. В этом случае можно применить такие технологические приемы как: диспут (публичный спор, одна из активных форм работы с учащимися); доклад (презентация); – проблемная лекция.

В ходе проблемной лекции можно слушать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы и, кроме того: – критически относиться к полученной информации (строить собственную гипотезу); – доказывать (подбирать, выстраивать аргументы); – творчески мыслить (получать новые смыслы, использовать их).

В предметном обучении следует применять разнообразные технологические приемы, комбинируя их в соответствии с целями обучения, расширяя информационную или операционную среду и строя на их основе разнообразные модели предметного обучения. Таким образом, актуализируется разработка комбинированных комплексов, кооперированных и интегрированных систем, в которых сочетаются разные технологии.

Использование ресурса информационных технологий в интегрированных комплексах позволяет моделировать адаптивную систему обучения, которая имеет ряд преимуществ :

  • она позволяет уменьшить непроизводительные затраты живого труда учителя, который в этом случае превращается в технолога современного учебного процесса, в котором ведущая роль отводится не столько и не только обучающей деятельности педагога, сколько учению самихучащихся;
  • дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе школьного образования. Отсюда, изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны;
  • предполагает дифференцированный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны, каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию, т.е. осуществляется поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала; – повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;
  • гарантирует непрерывную связь в отношениях «учитель-ученик»;
  • способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т. п.);
  • повышает мотивацию учения;
  • способствует развитию у учащихся продуктивных, творческих функций мышления, росту интеллектуальных способностей, формированию операционного стиля мышления.

Использование информационных технологий при создании адаптивной системы продиктовано необходимостью индивидуализировать обучение, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося. Большинство специалистов едино во мнении, что информационные технологии привносят в обучение важные преимущества, в числе которых: интенсификация учебного процесса; освобождение преподавателей от работы по формированию учебных заданий и проверки результатов; возможность частого оперативного контроля знаний обучаемых.

Интересно
Согласно проведенным исследованиям среди студентов первых кур- сов ЮРГПУ (НПИ), использование современных интернет-ориентированных педагогических технологий в учебном процессе, наряду с проведением занятий в очной форме, существенно повысило уровень освоения материала по наиболее проблемной дисциплине для студентов первого курса – математике.

В течение всего периода обучения преподаватели осуществляли поддержку учебного процесса с помощью информационных технологий: проводили консультации в режиме on-line или off-line, организовали самостоятельную работу студентов с авторскими курсами по дисциплине, а также методическими разработками преподавателей университета.

Организация контроля знаний с помощью интернеториен- тированных педагогических технологий сделала учебный процесс наибо- лее эффективным. Организация системы поддержки студентов начальных курсов при обучении особенно важна, так как она предусматривает оперативную об- ратную связь с преподавателем, который должен помочь организовать систематические занятия, что является важнейшим фактором дальнейшей успешной траектории обучения в учебном заведении.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)