Инновационное направление в военно-патриотическом воспитании

Инновационными формами в общеобразовательной школе можно назвать симпозиумы и дебаты, которые проводятся в формальной обстановке и требуют предварительной подготовки к участию в обмене информацией и последующему обсуждению идей и мнений. Участниками сначала выступают с сообщениями, а затем свободно обсуждают учебные проблемы.

Рекомендуется внеклассные мероприятия проводить в форме дебатов, которые преследуют цель не просто информировать учащихся, а развивать у них умения аргументировать и защищать свою точку зрения в споре, убеждать своих оппонентов. Эта форма дискуссии проводится на фоне деловой игры, когда участники разбиваются на две команды, посредник называет тему и представляет участников, организует обсуждение всех «за» и «против» в проблеме по принципу «суждение-опровержение». В конце деба-тов выбирается коллегия судей, которые подводит итоги и сообщает их участникам дебатов.

Одной из популярных форм общения является панельдискуссия, где руководителями микрогрупп (5–7 человек) выступает один из учащихся – лидер. Остальные следят за дискуссией и обмениваются мнениями друг с другом. Тематика выбирается самими учащимися и направлена на обсуждение проблем микросреды (режим труда и отдыха учащихся, комфорт в школе, классе, экология, права и обязанности будущих воинов, охрана памятников, волонтерская деятельность и т. д.) Часто на такие панельдискуссии приглашаются родители, специалисты.

Интересно
Неформальными бывают также проводимые форумы и круглые столы, при их проведении используется вопросно-ответная форма обсуждения. Подобные формы с военно-патриотической направленностью проводятся в ходе уроков по музыке, литературе, искусству, физическому воспитанию и т. д.

В старших классах довольно успешно используется деловая беседа, которая чаще всего сводится к проведению интервью. Вопросы интервью с воображаемым ветераном военных конфликтов, политическим деятелям или общественным активистом тщательно «отсеиваются», ставятся акценты применения невербальных средств (улыбки, приветствия, визуальный контакт, обращения, жесты и т. д.).

Для повышения культуры деловой беседы иногда группа старшеклассников записывает интервью на видеомагнитофон и затем анализирует ход, экспрессивность участников. С этой же целью подвергаются анализу специально подобранные телевизионные интервью видных журналистов и телекомментаторов.

Среди современных форм военно-патриотического воспитания можно назвать кейс-стади – подбор методических материалов для решения сложных жизненных ситуаций в системе военнопатриотического воспитания. Приводим пример ситуации по работе с несовершеннолетними поселка Елань. Цель применения кейс-стади – понимание необходимости активного взаимодействия сотрудников органов внутренних дел, с государственными и муниципальными учреждениями, осуществляющими социальнопедагогическую реабилитацию поднадзорных.

Инспекторы по делам несовершеннолетних поселка Елань Свердловской области каждый год с опасением ждали летнего периода и особенно готовились к нему. Никто из инспекторов не планировал отпуска на летние месяцы, так как все их «подучетные» подростки не были заняты школой, а все свое время проводили на улицах, объединяясь в компании и периодически совершая хулиганские действия. Некоторые несовершеннолетние и вовсе распивали спиртное, некоторые из них даже злоупотребляли алкоголем, что приводило к дракам, грабежам и другим правонарушениям и преступлениям.

Поэтому лето «обещало быть» для инспекторов ПДН п. Елань очень сложным. Основной задачей, которую хотели раз и навсегда решить инспектора – чем на лето занять подростков с девиантным и делинквентным поведением, чтобы существенно снизить количество совершаемых ими правонарушений.

После долгих раздумий и совещаний, было выдвинуто предложение создать трудовой лагерь для таких подростков. В течение летних месяцев подросткам предстояло жить в условиях приближенных к спартанским, без влияния интернета и СМИ. Они должны были заниматься самообслуживанием, участвовать в мероприятиях на выносливость, сплоченность, проявлять себя в решении творческих, интеллектуальных задач, брать на себя ответственность за собственные поступки и командные достижения.

В кружках они должны были освоить навыки профессий работы с деревом, приготовления пищи, штукатурно-малярных работы, что даст им возможность самостоятельно зарабатывать деньги в будущем. В рамках работы трудового лагеря предполагалось активное участие психологов, для проведения психокоррекционных тренингов, участие инспекторов ПДН, участковых уполномоченных полиции и других ведомств для организации и проведения походов, марш-бросков и полевых учений.

Интересно
Работать на территории лагеря должны квалифицированные педагоги, а также круглосуточно дежурить инспектор ПДН и сотрудник вневедомственной охраны. Результатом пребывания в трудовом лагере для девиантных подростков должно было стать формирование общечеловеческих ценностей, восстановление и развитие социальных связей, повышение авторитета взрослых, отказ от вредных привычек, осознанное желание и после прекращения работы лагеря участвовать в различных секциях.

Однако многие подростки стали уклоняться от пребывания в этом лагере. Инспекторы ПДН разработали договоры с родителями и лицами, их заменяющих, которые обязаны были направить в такой лагерь своих «подучетных» детей помимо их воли

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)