Индустриальный период развития менеджмента туризма (1800-1917 гг.)

Важнейшую роль в развитии туризма сыграли революционные изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном в 1807 г. и паровоза Стефенсоном в 1814 г., совершенствование почтовой связи, расширение сети дорог в Европе обусловили надежность и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия. Массовые переселения из Старого Света в Новый привело к развитию морского сообщения, и в середине XIX в. возникли крупные пароходные компании. В XIX в. постепенно с ростом благосостояния в буржуазных обществах Европы и Соединенных Штатов Америки, с развитием научно-технического прогресса свободное время увеличивалось за счет уменьшения рабочего, были введены гарантированные неоплачиваемые, а затем и оплачиваемые отпуска.

Промышленная революция в странах Западной Европы значительно повлияла на возникновение туризма в современном его понимании. В результате индустриализации возникли два новых слоя:

  • городское население — железнодорожные пассажиры (таким образом в экономике появился новый сектор — популярных экскурсий);
  • классы фондодержателей и финансистов — богатых людей, сформировавших рынок путешествий и туризма.

Одно из первых организованных туристских путешествий относят к 1841 г., когда английский предприниматель Томас Кук осуществил перевозку около 600 человек с целью прогулки на расстояние в 20 миль по железной дороге. В 1845 г. им же было организовано путешествие в Ливерпуль с проведением экскурсии. Т. Кук был первым менеджером в области туризма. В последующие 20 лет в Англии возникло множество бюро путешествий. С 1862 г. появляются и первые каталоги туристских поездок, что отразило процесс расширения туристского спроса. Кроме того, осуществлялись «великие туры» на два или три года. Для англичан .такой тур начинался в Лондоне и заканчивался в Риме с обязательным заездом в Париж.

В Германии первое бюро путешествий — «Райзебюро Штанген» — было основано в Бреслау в 1863 г. Фирма имела тесные контакты с пароходными компаниями и в начале XX в. активно рекламировала и продавала морские круизные увеселительные поездки. В этот период дальние поездки могли позволить себе немногие. Среди чиновников и служащих широкое распространение получил тогда летний выезд на дачи.

В России менеджмент возник, когда в 1777 г. в Москве появился «План приемлемого путешествия в чужие края» Вениамина Генша (более ранних документальных подтверждений о специально организованных коллективных поездках за границу или по России нет). По этому плану каждый из участников должен был вручить В. Геншу гонорар, установленный по контракту. Группа должна была совершить коллективную поездку в страны Западной Европы.

Первыми представителями самодеятельного туризма в России были очень состоятельные и влиятельные люди, путешествовавшие по своей стране и другим странам. Петр I, посетив Южную Германию в 1697 г., совершил восхождение на гору Броккен (1142 м над уровнем моря) с туристскими целями.

Упоминания об экскурсиях, проводимых на территории Российской империи, относятся к XVIII в. Например, в 1770 г. экскурсии проводились в Тифлисе. В 1895 г. на базе Общества путешественников-велосипедистов было создано Российское общество туристов (РОТ). С 1907 г. при РОТ действовали комиссия по организации образовательных экскурсий для школьников, а также экскурсионные комиссии при педагогическом и краеведческом обществе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)