Индексы деловой активности

Чрезвычайно популярны в последние годы в эконо­мической статистике индикаторы, основанные на мето­дике построения так называемых диффузионных индек­сов.

Подобного рода индексы, по своей природе являю­щиеся показателями делового оптимизма участников биз­неса, регулярно публикуются (под названиями PMI) в США, Англии и Германии, где они создаются соответ­ствующими ассоциациями бизнесменов; применяются они как для оценивания направленности общественного мне­ния, так и для измерения динамики объективных показа­телей.

В Японии же аналогичный индекс TANKAN взят на вооружение самим Центральным Банком Японии как инструмент анализа динамики экономических процессов для принятия решений в области денежной политики.

Диффузионные индексы, в отличие от многих дру­гих индикаторов социально-экономической статистики, являются чисто субъективными показателями. Они не измеряют объем выпуска, количество заказов, доходы и т.д., но является лишь отражением того, как участники экономических процессов воспринимают происходящие изменения – к лучшему они (по их мнению) или же они ведут к ухудшению.

Несмотря на такую субъективность а точнее – именно благодаря ей – эти индексы обладают чрезвычайно сильными предсказывающими свойствами они являются опережающими индикаторами, сильно коррелирующими с основными параметрами экономических циклов.

Диффузионный индекс (diffusion index) строится по результатам опроса большого числа участников, каждый из которых отвечает на вопрос типа “улучшились ли ус­ловия Вашего бизнеса в плане: новых заказов, цен, рын­ка труда, сроков выполнения заказов, новых экспортных заказов и т.д.”; при этом он выбирает один из трех вари­антов ответа: “да”, “нет”, “без изменения”. Значение диф­фузионного индекса вычисляется для конкретного воп­роса как сумма

DI = (% ответивших “да”) + 0,5 *(% ответивших “без изменения”);

вычислив такие диффузионные индексы для каждого воп­роса, их затем усредняют, получая составные средние индексы типа PMI или TANKAN.

Они весьма эффектив­но отслеживают динамику экономического цикла, явля­ясь опережающими показателями: начало падения индек­са после периода роста предсказывает переход бизнес-цикла из стадии роста (expansion) в спад (recession), a разворот кверху после падения предсказывает начало восстановления (recovery).

Тесная корреляция диффузи­онных индексов с экономической динамикой, оцененная по многолетним статистическим данным, позволяет ис­пользовать их даже для прогнозирования будущих зна­чений ВВП (по крайней мере на квартал вперед).

Такие индексы публикуют сегодня почти все страны Большой Семерки, например в Англии они строятся с 1991 года. Германский PMI начал выходить с 1998 года, он включает обзор 350 компаний по следующим пяти воп­росам: выпуск (output), новые заказы (new orders), заня­тость (employment), время поставки заказов (supplier’s delivery times), закупки товарных запасов (stocks of goods purchases).

С 1999 года выходит и объединенный PMI по евро-региону, охватывающему 11 государств с единой валютой евро (EU PMI). Наиболее мощный охват стати­стики бизнеса (по 34 000 участникам) осуществляется аме­риканским индексом PMI национальной ассоциации NAPM (National Association of Purchasing Managers), который ведется с 1931 года; только штат сотрудников, обеспечивающих статистику, составлял до 300 человек.

Подробно структуру и свойства индексов делового оптимизма мы рассмотрим на примере американского индекса Purchasing ManagersIndex (PMI), NAPM.

Обзор американской ассоциации NAPN лежащий в основе ее индекса PMI, включает вопросы, на которые участнику анкетирования предлагается ответить – изменились ли условия его бизнеса за прошедший месяц к лучшему (от­вет “higher»), к худшему («lower»), или остались без изме­нения («unchanged») в отношении следующих факторов:

  • занятость (employment),
  • цены (commodity prices),
  • время доставки (vendor deliveries),
  • производство (production),
  • запасы (inventories)
  • новые заказы клиентов (new orders from customers),
  • новые экспортные и импортные заказы (new export and import orders),
  • накопившиеся неисполненные заказы (order backlogs, этот пункт введен в 1993 году по предложению нынешнего председателя Федеральной Резервной Систе­мы А.Гринспэна).

По каждому пункту анкеты определяется диффузи­онный индекс (процент ответивших “higher» плюс поло­вина процента ответивших «unchanged»), а затем из них строится взвешенная сумма, представляющая собой ус­редненный индекс PMI; в 1994 году формула для PMI выглядела следующим образом:

PMI = 0,30 х DI(new orders) + 0,25 х DI(production) +

0,20 х DI(employment) + + 0,15 х DI(deliveries) + 0,10 х DI(inventories)

Интерпретация индекса PMI. Основное свойство PMI – опережающий индикатор делового цикла. Выделяют для интерпретации ряд основных уровней индикатора:

  • циклический максимум и циклический минимум;
  • 50% – уровень;
  • 44% – уровень.

Если после периода роста PMI разворачивается вниз, то это предсказывает разворот делового цикла вниз. На­оборот, если после падения PMI, достигнув минимума, разворачивается наверх, то это является признаком будущего восстановления. По 40-летней статистике США, PMI предсказывает максимумы циклов роста в среднем за 7 месяцев и минимумы циклов роста – за 3 месяца.

Падение PMI ниже уровня 50 предсказывает рецес­сию в среднем за два месяца, а падение ниже 44 всегда предсказывает абсолютное снижение экономической ак­тивности. Минимумы, достигавшиеся PMI в стадиях спа­да, в среднем составляют 35, а после разворота от мини­мума он в среднем за 4 месяца достигал уровня 44, что всегда совпадало с минимумом экономического цикла.

В целом, PMI надежно предсказывает поворотные точки циклов роста (то есть циклических изменений на стадиях роста экономики), но с его помощью сложно отличить цикл роста от общего глобального экономического цикла (по статистике США после Второй Мировой Войны, 82% всех пиков делового цикла сопровождались рецес­сией, то есть циклы роста – явление достаточно редкое).

В исследованиях статистиков доказана очень силь­ная корреляционная связь PMI с такими параметрами экономики как промышленное производство и ВВП в целом. Например, с высокой степенью точности на осно­ве данных за 1980-1992 г.г. была выведена формула, свя­зывающая значение PMI с показателем промышленного производства (IP – industrial production) через два меся­ца:

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)