Игры, в которые мы играем с другими

Коммуникативные маневры – это действие, к которым люди, в связи с наличием в целом неизменных традиций, прибегают в своих социальных контактах. В подобных действиях часто нет и намека на шаловливые, забавные и веселые игры.

Более того, порой им присущ сильный налет драматизма. Однако люди продолжают заниматься такими играми, являющимися, по сути, внешним выражением тех игр, в которые мы играем сами с собой. Отдельные из них имеют принципиальное хождение среди близких людей (супругов, друзей).

Другие носят типично общественный характер как для двух, так и для большего числа играющих. В данном случае мы говорим о таких манипулятивных подходах, посредством которых индивид обманывает себя тем, что в социальном плане выискивает подтверждение оправданности и действенности игры с самим собой.

Игры с собой и с другими заключают в себе один общественно значимый признак – мы все в них играем. Остаются ли они невинным, в сущности, развлечением или же превращаются в драму – все решает мера. За определенной гранью речь ведется уже о коммуникационной патологии. Каждый из нас время от времени совершает своего рода ритуалы, единственной целью которых является сокрытие истинного положения дел.

Наиболее распространены следующие межличностные игры.
“Это ужасно, не правда ли?”

В своей невинной форме это развлечение в некоторых случаях помогает завязать беседу, когда говорить людям в принципе не о чем. Например, вы не виделись с одним из своих соседей около полугода и вот случайно встречаетесь с ним на трамвайной остановке. О чем разговаривать? Вы испытываете мучительную неловкость.

И тогда оба прибегаете к испытанному общественному увеселению – двухголосному пению, преисполненному критики в адрес транспортных средств. Тут у вас есть, что сказать друг другу, и вам становится неожиданно хорошо вместе. В конце концов, это одно из наших любимейших развлечений. Вы так и сыплете остротами насчет трамваев и троллейбусов.

Но, разумеется, эта игра не столь уж безобидна с психологической точки зрения, если, скажем, имеет место в компании любителей пива и отдает поисками виноватого во всех наших бедах исключительно во внешней среде. Положение, мол, просто кошмарное, оно-де и раньше было не ах, ну а теперь, после выборов, дела, как в сказке, чем дальше, тем страшнее. Все нас обманули.

Сами-то мы, конечно, без недостатков, разве что ввиду неблагоприятных обстоятельств не можем должным образом развернуться. Такой вариант игры ослепляет участников (ибо существуют враги, портящие им жизнь). У индивида понижается чувство вины за собственные недостатки. Кроме того, на этой почве вероятно возникновение проблем с теми, кто не принадлежит к данной группе.

Но до совершенства подобная тактика доводится участником, который утверждает, будто всего ужаснее дела обстоят именно у него (или как правило у него). Мол, в его жизни происходят страшные вещи – удар за ударом судьбы. Данная игра может также иметь целью ипохондрическое домогательство оказания говорящему какой бы то ни было медицинской помощи, включая и излишне сложные операции.

“Пациент” в таких случаях жестоко манипулирует врачом и своими близкими с одним лишь намерением убедить их в том, насколько плохо он себя чувствует, и тем самым добиться от них внимания и заботы, которых он не в силах заслужить позитивной, в общественном плане, деятельностью.

“Видите, на какие жертвы мы идем!”

Эта игра подходит для партнеров того, кто в прежних играх выступал в роли “ведущего”. Короче говоря, когда партнерам надоедает поведение главного игрока, они начинают лишь делать вид, будто заботятся о нем, стараются, прикладывают все усилия к тому, чтобы дорогому им человеку стало лучше. На самом же деле они как бы объявляют ему бойкот, теша себя надеждами, что все это набьет бедолаге оскомину и он как-нибудь выпутается из создавшегося положения.

В данную игру можно играть и одному. Например, муж решается на развод. Дома он ведет себя так, словно с цепи сорвался. Но вместе с тем на словах демонстрирует обратное – подчеркивает, что не желает разрывать семейных уз. Его супруга, пребывая в полном смятении (чему верить – словам или поступкам?), обращается за помощью к специалисту. Муж охотно идет ей навстречу, наносит визиты в консультацию, изображая стремление изменить существующий порядок вещей к лучшему.

И чем дальше, тем больше загоняет партнершу в угол, пока, наконец, не доводит дело до того, что она первой заговаривает о разводе. Моральный облик супруга не пострадал – ведь он приложил столько усилий, он ни в чем не виноват, это не он лишил детей отца и разрушил семью, он делал все, от него зависящее. Посещал даже консультацию, но и это не помогло.

“Да, но…”

Речь идет еще об одной манипулятивной игре, в процессе которой играющий в нее побуждает свое окружение высказывать различные точки зрения, с которыми он всякий раз соглашается, правда, с добавлением словечка “но”. Обрисовав какую-нибудь проблему, он просит окружающих высказаться по поводу ее возможного решения.

Однако все их предложения отвергает, с тем чтобы услышать новые. Партнеры пытаются склонить играющего принять их помощь. Тот же, подобно строптивому дитяти, как бы говорит им: “Давайте-давайте, я хитрее вас всех и благодарить вас мне совершенно не за что”.

Игра может распространяться как на вопросы жизни и смерти, так и на сущие пустяки типа: “Ну так что, фильм мне смотреть или хоккей?”. Для примера мы выбрали нечто среднее:

А: Какие красивые у тебя цветы! Все-таки приятно иметь что-нибудь в этом роде в своей квартире. Жаль, что у меня дома нет ни цветочка.

Б: Ну, это не проблема. Я охотно дам тебе отросток, и ты вырастишь цветы не хуже.

А: Что ты, неудобно как-то.

Б: Удобно, удобно. Я буду даже рада, видишь, сколько их у меня. Могу дать и подросшие растения.

А: Нет, нет. Просто уважать себя перестану, если заберу у тебя цветы.

Б: (смеясь): Не хочешь брать даром, тогда купи.

А: Вот это другое дело. Только кто их поливать будет?

Б: Ты сама или дочка. Да и сын может этим заняться. Ему уже семь, мальчик справится. К тому же у тебя есть еще муж и мама.

А: Я на них рассчитывать не могу. А сама-то наверняка забуду полить. Я бы с удовольствием, но вот память…

Б: Если все дело в дырявой памяти, так этому легко помочь. Оставляй возле будильника записку: “Внимание! Утром не забудь полить цветы, если нет воды в мисочке под горшком”.

А: Да, но я по утрам собираюсь в такой спешке, что ни на что не хватает времени.

Б: Можно поливать и после работы.

А: Да как же это упомнишь?

Б: Мало ли способов! Но… Знаешь что? Ответственность за это я беру на себя. Видимся мы каждый день, я буду просто тебе напоминать, и точка.

А: Это было бы просто чудесно. Но что ты говорила о мисочках?

Б: Ну, в них, после того как польешь, появляется вода, на донышке.

А: Да у меня и нет подходящих мисок.

Б: Их нетрудно купить.

А: Оно так, но я не такая уж богатая. Сама знаешь, как все нынче дорого.

Б: Можно подумать, будто речь идет о трехстах горшках и мисках. Начни с малого – купи штуки две-три. Впрочем, я спокойно могу подарить тебе три или даже четыре миски.

А: Замечательно! Но у меня и горшочков нет, да и земли тоже.

Б: Послушай, на следующей неделе у тебя день рождения. Если хочешь, я подарю тебе три горшочка, три мисочки, землю, лейку, прямо с водой, и три цветка, такие, которые не засохнут даже при нерегулярном поливе. В придачу ты получишь книгу “Растения в домашнем хозяйстве”.

А: Ты просто золото! Но если ты так сделаешь, то это не окажется сюрпризом. А для меня важен не столько даже подарок, сколько сюрприз.

Б: Что ж, тогда я дарю их тебе просто так. Из уважения.

А: Ты действительно чудо! Но ведь землю нужно удобрять.

Б: Когда еще до этого дойдет дело… В общем, я тебе помогу.

А: Знаешь, что я вычитала в одной книжке? Будто у некоторых людей цветы вызывают аллергию. Боюсь, как бы наш Гонзик от них не заболел. Ведь нынче каждый третий ребенок страдает этим заболеванием…

Б: Что тебе на это сказать? Могу подобрать растения, которые не вызывают аллергии. К тому же зять-то у меня аллерголог, можно с ним посоветоваться.

А: Это было бы прекрасно! Но не удобно как-то беспокоить твоего зятя…

И так до бесконечности. Если они еще живы, то, наверное, по сей день играют в “Да, но…”.

“Алкоголик”

Условия игры вовсе не предполагают обязательного наличия выпивки. Достаточно, чтобы “ведущий” вел себя в этом плане должным образом. Ему понадобятся партнеры, например, на следующие роли: моралист, спаситель, добрый самаритянин.

Все эти роли можно совмещать и в одном лице. Если, скажем, вести речь о взаправдашнем алкоголике, то в два часа ночи жена его может выступать в роли доброй самаритянки, которая, проявляя заботу о подгулявшем супруге, благополучно доводит его до постели.

Поутру она принимает на себя роль моралистки, выступающей перед мужем с лекцией о вреде пьянства, которой не постыдился бы сам президент антиалкогольной лиги. А вечером преподносит себя в качестве спасительницы, убеждающей партнера опомниться, пока не поздно.

Наконец, спустя некоторое время жена может попробовать выступить в роли подносительницы “лекарства”, если, конечно, в холодильнике стоит пиво, приготовленное для мужа. Все эти циклы регулярно повторяются. Иногда к ним можно присовокупить игру под названием “А на другое утро, или Похмельный синдром”.

В этом случае алкоголик сначала отводит душу отборной бранью, а потом, будучи наказанным за свои грехи, глубоко страдает, находя в этом удовлетворение.

“Суд”

В данной игре количество участников не ограничивается. Главные роли исполняют: Истец, Обвиняемый и Судья. Все прочие выступают в качестве присяжных заседателей. Начинает игру Истец.

Свою жалобу он предваряет словами: “Представляю, как вы удивитесь, когда я расскажу, какую шутку сыграл(а) со мной этот (эта)…”. Обвиняемый полностью отрицает свою вину. Затем к делу подключаются Судья и присяжные.

Цель Истца состоит в самоутверждении (я заставлю их признать свою правоту). Между тем позиция каждого из участников остается неизменной. Судья и присяжные больше всего озабочены собственным престижем, рассматривая столь серьезную тяжбу.

Можно было бы предложить десятки подобных игр (например, Э. Берн приводит их в своей монографии более сотни).

Для всех таких игр характерно стремление индивида манипулировать окружающими с целью извлечь для себя как можно больше выгоды в социальном плане, то есть получить подтверждение тому, что он хороший, едва ли не совершенный человек, имеющий право требовать желаемого от других людей.

Мотивация такого поведения налицо: каждому хочется лучшей участи, и человек доволен, когда окружающие удовлетворяют его прихоти. Вот только вышеописанные игры не ведут к этой цели. Ситуация напоминает бег по кругу в том или ином направлении, другими словами, движение из никуда в никуда.

Двигаясь по этому порочному кругу, все участники игры стремятся удовлетворить лишь свои потребности, и результаты выглядят неутешительными. А сейчас несколько слов на тему…

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)