Игры и эстафеты на развитие быстроты

Для характеристики возможностей человека выполнять двигательные задания с максимальной скоростью используется обобщенный термин «быстрота».

Быстрота:

  • это комплекс морфофункциональных свойств человека, непосредственно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции;
  • это единство проявления центральной и периферической нервных структур двигательного аппарата человека, позволяющего перемещать тело или его звенья за минимальный промежуток времени.

Учитывая множественность форм проявления быстроты движений и высокую их специфичность, чаще всего используют в практике физического воспитания и спорта термин «скоростные способности».

Скоростные способности – комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Одним из средств развития быстроты являются подвижные игры, игровые задания и эстафеты.

Элементарные формы проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими способностями и техническими навыками обеспечивают комплексное проявление скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для конкретного вида спортивной деятельности.

Методы развития быстроты: игровой, соревновательный.

Встречная эстафета (варианты)

Команды начинают бег из различных исходных положений:

  • стоя на колене;
  • сидя;
  • из упора лежа;
  • из полу приседа;
  • с низкого (высокого) старта.

На дистанции бегуны могут выполнять различные установленные для них дополнительные задания (обежать флажок; переставить один городок на место другого; взять из кружка, начерченного на земле, набивной мяч, подбросить его на определенную высоту, поймать и положить его на место и т.д.). После окончания эстафеты отметить лучших играющих. Менее подготовленным можно давать «фору».

Бабочки – шмели

Группа делится на две команды: первая команда – «Шмели» в роли догоняющих, вторая команда – «Бабочки» в роли убегающих. «Бабочки» разбегаются на площадке, ограниченной линиями. «Шмели» становятся в одну шеренгу перед линией площадки.

По сигналу первый из команды «Шмелей» выбегает на площадку, чтобы ужалить одного из противоположной команды, после чего возвращается для передачи эстафеты следующему участнику своей команды и так пока «Шмели» не ужалят всех «Бабочек».

Выбежавшая «Бабочка» за пределы оговоренной площадки считается осаленной.
Засекается время от начала игры и до последнего пойманного. После чего команды меняются ролями, и игра проходит на тех же условиях. Побеждает команда, которая затратила меньше времени, чтобы ужалить (осалить) убегающих игроков.

Салки

Выбираются один или два водящих.
По сигналу, водящие должны осалить одного из убегающих. Осаленный игрок становится водящим и т.д. Побеждают те, которые наименьшее количество, раз были водящими по окончанию игры.

Салки-пересалки

Играют как в простые салки, но, выручая товарища, можно пересекать дорогу между убегающими игроками и салкой. Тогда салка начинает догонять того, кто пересек ему дорогу.

Салки с ленточками

Играющие, кроме трех (двух, четырех) салок имеют за воротником (за резинкой трусов) ленточку. Салка, догоняя убегающего игрока, вытягивает ленту и продевает ее конец за свой воротник (резинку). Оставшийся игрок без ленты становится салкой, и поднимает руку и громко объявляет: «Я салка!» Прежний салка играет наравне со всеми.

Вызов номеров

Команды по 5-6 человек строятся в одну колонну перед линией старта, с интервалом и дистанцией два метра, каждому участнику команды присваивается номер в порядке их построения.

Во время выполнения общеразвивающих упражнений преподаватель называет один из номеров. Игроки под этим номером выбегают из колонны и ускоряются до ограничения и обратно. В порядке прихода к финишной линии, участники приносят своей команде баллы, которые потом плюсуются. Выигрывает та команда, которая набрала наименьшее количество баллов.

Вариант. Каждая из команд образует свой круг. Названные номера обегают круг и становятся на свои места, в порядке прихода получают баллы.

Встань на свое место

Три (четыре) команды по 5-7 игроков располагаются в колонну на линии старта.
Во время выполнения ОРУ, по определенному сигналу, команды оббегают ограничители, поставленные на расстоянии 3-4м. от направляющих и оббегают второй ограничитель, расположенный в 3-4м. от замыкающего и возвращаются на свои места.
Выигрывает команда, которая большее количество раз построится первой.
При проведении строго соблюдать технику безопасности.

Воробьи, вороны

Играют две команды. Первая команда – «Вороны», вторая команда –
«Воробьи». Команды становятся напротив друг друга на расстоянии от двух до трех метров.
Во время выполнения ОРУ, руководитель называет одну из команд. Команду, которую назвали – убегает, другая команда догоняет убегающих игроков до определенного ограничителя.

Осаливший участник игры – приносит своей команде очко. Осаливать можно одного (двух, трех) играющих. Побеждает команда, осалившая большее количество раз. Команды должны быть названы четное количество раз.

Вариант. Вместо названия команд можно использовать вброшенный между командами кружок, одна из сторон которого окрашена в определенный цвет и означает ту или иную команду (можно нарисовать этих птиц на сторонах кружка).

Ловцы

Участники делятся на две команды, каждая из которых располагается на своей половине площадки. В составе каждой команды имеются два игрока
– ловца.

По сигналу ловцы, взявшись за руки, начинают преследовать игроков противника с таким расчетом, чтобы сомкнуть вокруг них руки или осалить их. Игрок, вокруг которого ловцы сомкнули руки или осалили его, считается пойманным.

Пойманные игроки из игры не выбывают и продолжают играть, но команде начисляется штрафное время, оговоренное в начале игры. Штрафное время может быть от 5секунд до 8-10 секунд. Игра продолжается три-четыре минуты, после чего подсчитывается количество оставшихся участников в каждой команде и штрафное время.

Встречные старты

Игроки распределяются по двум командам, каждая из которых, в свою очередь делится пополам на две встречные колонны. Первые номера в колоннах принимают положение низкого старта.

По сигналу устремляются вперед. Как только они достигнут линии второй половины своей команды, помощник, касаясь плеча второго номера команды, дает ему старт.

Прибежавший игрок встает в конец колонны, а каждый оказавшийся впереди ее принимает положение низкого старта для последующего бега. Эстафета продолжается до тех пор, пока все игроки не вернуться на исходные позиции. За каждый фальстарт команда получает штрафное очко.

Старт с преследованием

Команды располагаются в шеренгах на расстоянии 4-5м одна от другой.
По сигналу обе шеренги устремляются вперед. Задача игроков, находящихся сзади, – осалить бегущих впереди. После подсчета осаленных игроков проводится обратный забег, причем команды меняются ролями.

Вариант. Игроки распределяются по четырем шеренгам. Игроки одной команды составляют первую и третью шеренги, второй – вторую и четвертую. Задача игроков каждой шеренги – коснуться рукой бегущего впереди игрока и не дать бегущему участнику игры сзади осалить себя. При обратных перебежках команды меняются ролями. После каждой перебежки команды подсчитывают количество осаленных игроков.

Перемена лагеря

Группа делится на две команды, игроки которых строятся в шеренги лицом друг к другу за лицевыми линиями площадки.

По сигналу игроки каждой команды стремятся быстрее перебежать за линию противоположной команды. Каждый участник должен обегать своего соперника с правой (левой) стороны.

Выигрышное очко присуждается той команде, игроки которой в полном составе выполнят задание, возьмутся за руки и громко скажут «Есть!»

Вариант. Игру можно разнообразить за счет изменения исходного положения, а также путем их изменения видов передвижения.

Стрелки

Место проведения – спортивный зал, стадион или площадка. Возраст – от 12 до 16 лет. Количество играющих от 10 до 30 человек.

Играют две команды: «стрелки» и «бегуны». «Стрелки», разделившись пополам, располагаются на боковых линиях волейбольной площадки, а
«бегуны» – на середине лицевой линии волейбольной площадки. Посередине, от одной лицевой линии до другой лицевой линии волейбольной площадки, проводится линия – путь «бегунов».

По сигналу преподавателя один из «бегунов» бежит по этой черте на другую сторону площадки, а «стрелки» бросаю с двух сторон волейбольными мячами в пробегающего игрока.

Если им удаются попасть в бегущего, то команда «стрелков» получает одно очко. Дальше бежит следующий участник – так до последнего участника, после чего игроки меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Быстро по местам

Место проведения – спортивный зал, площадка. Возраст – от 10 до 16 лет.
Количество играющих от 10 до 20 человек.

Играют две команды. По первому сигналу преподавателя игроки команд разбегаются в разные стороны, по второму – все должны построиться в указанном месте. Варианты построения: в общей шеренге или отдельных шеренгах; в общем круге или отдельных кругах; в отдельных колоннах в виде квадрата.

Команда, сумевшая быстрее занять свое место, побеждает. Заранее следует познакомить играющих с сигналами, исходным положением, формой строя и местом, где необходимо находиться. При недостаточной площади для игры, построение команд выполняется раздельно и борьба идет за сокращение времени построения.

Цепи

Место проведения – спортивный зал, площадка. Возраст – от 8 до 16 лет. Количество играющих от 10 до 30 человек. Игроки делятся на две команды с равным количеством участников. Команды становятся в линию напротив друг друга на расстоянии 5-6 м. Игроки обеих команд крепко держатся за руки.

Жребием или по договоренности определяется, какая команда начнет игру. Игроки этой команды начинают говорить хором: «Цепи-цепи кованы! Цепи не раскованы»? После этого они выкрикивают имя любого игрока из команды противников. Игрок, разбежавшись, старается силой прорвать «цепь» команды противников.

Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, прихватив с собой «пленника» – одного из игроков команды противников. Если же игроки настолько крепко держались за руки, что их «цепь» не удалось «расковать», игрок сам попадает в плен к команде противников. Играют до тех пор, пока все игроки не окажутся в одной команде.

Британский Бульдог

Место проведения – спортивный зал, площадка. Возраст – от 8 до 16 лет. Количество играющих от 10 до 30 человек.

Выбираются двое ловцов («Бульдог»). «Бульдоги» стоят в центре игровой площадки, а все остальные на лицевой стороне волейбольной (баскетбольной, гандбольной) площадки. После определенного сигнала одного из «Бульдогов» все игроки стараются перебежать на другую сторону площадки так, чтобы их не осалили «Бульдоги». Игра продолжается до тех пор, пока все бегуны не превратятся в «Бульдогов».

  • Вариант 1. Можно увеличить или уменьшить расстояние расположения
    «Бульдогов» в зависимости от задач занятия.
  • Вариант 2. Можно увеличить или уменьшить размеры площадки.
  • Вариант 3. Увеличить количество ловцов.
  • Вариант 4. Игру можно провести на время.

Кто скорей?

Место проведения – спортивный зал, площадка. Возраст – от 8 до 16 лет. Количество играющих от 10 до 20 человек.

Играющих поделить на 3-4 команды. В каждой команде 4-5 участников. Участники одной из команд становятся в одну шеренгу на линии старта. На расстоянии 20-30 м от линии старта чертится финишная линия. По сигналу преподавателя стоящие на старте участники бегут к линии финиша.

Участник, первым пересекший финишную черту, считается сильнейшим в команде. Так же пробегают все команды. Затем победители и занявшие вторые, третьи и четвертые места в каждой группе соревнуются между собой.

Рывок за мячом

Место проведения – спортивный зал, площадка. Возраст – от 8 до 16 лет. Количество играющих от 10 до 20 человек.

Руководитель с мячом в руках встает между двумя командами, игроки которых рассчитываются по порядку. Прокатывая мяч вперед, руководитель называет чей-либо номер. Оба игрока бегут вперед за мячом.

Мяч необходимо осалить на расстоянии 10-15 м от руководителя игры. Тот, кто первый овладеет им, приносит своей команде очко. Если не удалось соперникам осалить мяч на этом расстоянии (выкатился за пределы оговоренного за ранее расстояния10-15 м) участникам не начисляются очки.

Побеждает команда, игроки которой набрали большее количество очков. Следует провести игру два раза, чтобы участники игры были в одинаковых условиях, поменяв команды местами.

При проведении игры учитывать технику безопасности. Игроки находящиеся с правой стороны от руководителя, осаливают мяч левой рукой, находящиеся с левой стороны – правой рукой.

Круговая охота

Место проведения – спортивный зал, площадка. Возраст – от 8 до 16 лет. Количество играющих от 10 до 20 человек.

Игроки, разбившись на две команды, образуют два круга (один внутри другого). Игроки внутреннего круга поворачиваются лицом к соперникам из внешнего круга. Игроки запоминают, напротив кого они стоят. По оговоренному за ранее сигналу (хлопок, свисток, команда преподавателя) все игроки двигаются приставными шагами (шагами польки) по кругу в разные стороны (по и против часовой стрелки).

По второму сигналу игроки внешнего круга разбегаются, а игроки внутреннего круга стараются догнать их и дотронуться до них рукой. Когда все игроки оказываются пойманными, команды меняются ролями и игра повторяется.

Выигрывает команда, которая за меньший промежуток времени сумеет догнать всех игроков другой команды. Заранее определить размеры игровой площадки, где может проходить осаливание участников игры.

Вариант 1. Определить время в течение которого можно осаливать своих партнеров (15 сек, 20 сек, 25 сек).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)