Игра – как средство физического воспитания

Игра – исторически сложившееся общее явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.

Игры, используемые для физического воспитания очень разнообразны. Их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные.

Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных игр едиными правилами, определяющими состав участников, размерами и разметкой площадки, продолжительностью игры, оборудованием и инвентарем и др., что позволяет проводить соревнования различного уровня и масштаба.

Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в
формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни.
Не секрет, что игра – это активное двигательное действие, оказывающее благотворное влияние на организм человека.

Игровая деятельность важна в любом возрасте. В процессе игры у человека активно формируется характер, усваиваются жизненно необходимые двигательные умения и навыки, вырабатывается смелость и воля, сообразительность. Игровой метод приобретает характер универсального в физическом воспитании.

Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащает участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде.

В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры.

Подвижные игры играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины, которая является непременным условием каждой коллективной игры. В институтах физической культуры игры представляют специальный учебный предмет, включающий: историю, теорию, методику преподавания, практическое освоение техники и тактики отдельных игр, воспитание педагогических навыков.

Каждая игра имеет свои характерные особенности. Вместе с тем у различных игр имеются исходные признаки позволяющие разделить их на определенные группы: командные и некомандные с непосредственным соприкосновением с противником и без соприкосновения, с дополнительным снарядом (клюшка, ракета, бита) и без него.

При определении влияния игр на организм занимающихся, а так же их значения в системе физического воспитания необходимо исходить из общей характеристики игровых действий. В подвижных играх применяются разнообразные движения в действии: ходьба, бег, прыжки, внезапные остановки, повороты, различные метания, броски мяча и удары по мячу (шайбе).

Играющие, целесообразно применяя игровые приемы, стремятся со своими партнерами добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Подвижные игры являются одним из эффективных средств, помогающих снять нервное напряжение и вызывать положительные эмоции. С этой целью игры применяются не только в занятиях с начинающими спортсменами, но и квалифицированными спортсменами.

В ходе подвижных игр вырабатывается и взаимопонимание партнеров в коллективе, необходимое в командных и лично-командных соревнованиях.

Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Формы проявления игры очень разнообразные. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно усовершенствуются и усложняются.

Сложность того, что принято называть «игрой», нагляднее всего обнаруживается при знакомстве с разнообразными теориями, которые объясняют происхождение и значение игры.

Учеными выдвинуто великое множество предложений и точек зрения. И все они сгруппированы вокруг двух основных положений. Одни утверждают извечность неизменность игры и ее первичность по отношению к работе.

Вторые, наоборот считают, что именно работа порождает игру и определяет ее развитие. Шиллер, Гросс, Холл и прочие усматривали в игре только проявление врожденных инстинктов, которые преследуют определенную биологическую цель. Между игрой человека и животного они не видели разницы. Игру и работу они противопоставили друг другу.

Придерживаясь теории «свободной игры», они возражают необходимость педагогического вмешательства в деятельность играющих и в одно и то же время сознательно культивируют игры, где властвует культ силы, тем самым помогают воспитывать модель в духе агрессии и жестокости. В игре находит свое отображение окружающая действительность или другими словами, материальные условия жизни человеческого общества.

Это отображение: есть результат деятельности сознания, которое присуще только человеку. Почти на всем протяжении жизнь человека тесно связана с игрой, причем в период активного формирования – в детские и юношеские года игровая деятельность занимает наибольшее место.

Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых порах игровая деятельность носит упрощенный характер, то в более поздний она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию.

Эти изменения определяются возрастающей ролью сознания в жизни ребенка. С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества, и, прежде всего, скорость и ловкость.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)