Общая методика проведения подвижных игр, игровых заданий и эстафет

Подвижные игры следует выбирать такие, которые воспитывают у человека морально волевые качества и укрепляют здоровье, оказывают содействие правильному физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных привычек и умений.

Недопустимо в процессе игры унижать человеческое достоинство, допускать грубость. Таким образом, подвижные игры и эстафеты сыграют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. В процессе игр у детей формируются понятия о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные привычки.

Эстафеты относятся к группе игр, в которых участники ведут борьбу за свою команду самостоятельно или группами при взаимоподдержке и взаимопомощи своих товарищей, не вступая в соприкосновение с соперниками. Личная ответственность каждого участника за победу команды и коллективные действия играющих – ценнейший воспитательный фактор.

Эстафеты исключительно эмоциональны, но требования строго соблюдать установленные правила дисциплинируют участников, приучают их управлять своими эмоциями, помогают совершенствовать волевые качества.

Возможность широко варьировать содержание эстафет, от самых простых двигательных действий типа передачи мяча или бега до серии сложных заданий с преодолением полосы препятствий, произвольно менять правила игры, учитывая возраст, физическую подготовленность участников и условиями места проведения, позволяет широко применять их на школьных уроках, в тренировочном процессе со студенческой молодежью, на физкультурных праздниках, в часы досуга, в занятиях по физической подготовке воинов и профессионально-прикладной физической подготовке трудящейся молодежи.

Однако игра или эстафета приносят пользу только тогда, когда преподаватель хорошо ознакомлен с педагогическими задачами (воспитательными, оздоровительными и образовательными), которые решаются во время игры, с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями учеников, с методикой проведения игр, заботясь о создании и соблюдении техники безопасности и соответствующих санитарно- гигиенических условий.

К образовательным задачам относятся:

  • совершенствование и закрепление навыков в беге,
  • прыжках,
  • метании,
  • а также навыков приобретенных на занятиях гимнастикой,
  • легкой атлетикой,
  • спортивными играми и лыжами.

К воспитательным задачам относятся: содействие нормальному развитию организма учащихся. Причем в подвижных играх физические качества развиваются в комплексе, что жизненно важно.

Игра моделирует жизненные ситуации, закрепляет свойства, качества, умения, способности необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций, физически развивает и закаляет организм, совершенствует те качества и навыки, которые необходимы для овладения различными видами спорта.

К оздоровительным задачам относится: повышение функциональной деятельности, вовлечение в разнообразную динамическую работу крупных и мелких мышц тела, увеличение подвижности в суставах, содействие развитию и совершенствование различных анализаторов.

Перечисленные задачи тесно взаимосвязаны. При их решении надо учитывать разные стороны учебно-воспитательного процесса. Большинство подвижных игр имеет широкий возрастной диапазон. Важное условие успешности игровой деятельности – понимание содержания и правил игры.

Передача информации об игре происходит по определенным каналам:

  • словесный – через абстрактное мышление;
  • наглядный – через зрительное восприятие;
  • практический – путем непосредственной игровой деятельности.

Два первых вида информации создают предпосылки для овладения двигательными действиями, а их реализация осуществляется при непосредственном использовании практической информации. Перечисленные виды информации взаимообусловлены и применяются комплексно.

Обучение целесообразно начинать с простых, некомандных игр, потом перейти к переходным и завершить сложными – командными. К более сложным играм следует переходить своевременно, пока ученики не утратили заинтересованности к изученным раньше играм. Это поможет закрепить привычки и умения. Для решения определенных задач, поставленных перед игрой, необходимо провести подготовку.

Перед тем, как выбрать определенную игру или эстафету, следует поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав участников, их возрастные особенности, развитие и физическую подготовленность. При подборе игры надо учитывать форму проведения занятий (урок, перерыв, праздник, тренировка), а также, что очень важно, придерживаться известного в педагогике правила постепенного перехода от легкого к сложному.

В процессе проведения игр различают:

  • развитие игры;
  • ее кульминацию;
  • спад игры.

Следует знать, что когда игра достигает кульминационной точки, интерес и внимание игроков достигают наивысшей фазы. После этого у играющих наступает разрядка и игра заканчивается, то же самое происходит, когда участники начинают отвлекаться и проявлять признаки утомления.

Для того чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывается количество элементов, которые входят в ее состав (бег, прыжки, метание и т.п.). Игры, которые состоят, из меньшего количества элементов и в которых нет распределения на команды, считаются более легкими.

Отбор игры зависит и от места проведения. В небольшом, узком зале или коридоре можно проводить игры с выстраиванием в колонны и шеренги, а также те, в которых игроки принимают участие поочередно. В большом зале или на площадке – игры большой подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивных игр и т.п. При отборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря.

Если игроки стоят и ждут долго необходимый инвентарь, они теряют интерес к игре, которая приводит к нарушению дисциплины. Таким образом, эффективность проведения игры (эстафеты) зависит от адекватности решения таких организационных факторов:

  • умение доходчиво и интересно объяснить игру (эстафету);
  • размещение игроков во время проведения;
  • определение ведущих (водящих);
  • распределение на команды;
  • определение помощников и судей;
  • руководство процессом игры;
  • дозирование нагрузки в игре (эстафете);
  • окончание игры (эстафеты).

Перед объяснением подвижной игры, игрового задания и эстафеты играющих следует разместить в исходное положение, из которого они будут начинать игру. Объясняя, руководитель сообщает название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока, его место.

Долг педагога – провести игру или эстафету таким образом, чтобы все приняли участие в ней. При объяснении и проведении подвижной игры и эстафеты преподаватель должен стоять в таком месте, из которого все игроки могли бы его хорошо видеть и слышать. Он должен правильно выбирать место ведущего игры и регулировать свой угол обзора с участниками игры.

Варианты расположения участников и угол обзора руководителя игры.

Для лучшего усвоения игры рассказ можно сопровождать показом отдельных сложных движений. Особое внимание игроков надо обратить на правила игры. И если эта игра проводится впервые, учитель проверяет, все ли игроки понимают ее правила.

Существует несколько способов определения ведущего, а применяют их в зависимости от условий занятий, характера игры и количества игроков. Преподаватель может назначить ведущим одного из игроков на свое усмотрение, коротко обосновав свой выбор. Ведущего также могут избрать сами игроки.

Можно назначить ведущего по результатам предшествующих игр. Этот выбор стимулирует учеников добиваться лучших результатов. Часто применяют жеребьевку в виде счета. Роли ведущего могут быть разнообразные и оказывать содействие формированию организаторских привычек и активности.

В командных играх и эстафетах соревнуются между собой более двух команд, а распределение игроков на команды может осуществляться одним из следующих способов:

  • с помощью расчетов;
  • фигурной маршировкой;
  • по указанию руководителя;
  • по выбору капитанов, которые поочередно набирают себе игроков.

Все способы распределения на команды надо вводить соответственно характеру и условиям проведения игры, а также составу игроков. В сложных играх с большим количеством игроков необходимо привлекать судей – помощников, так как объективное и беспристрастное судейство – обязательное условие каждой подвижной игры и эстафеты.

Помощники и судьи назначаются из учеников. Если участники не соблюдают ее правил, игра теряет свою педагогическую ценность. Объективное и четкое судейство имеет особое значение в играх и эстафетах с разделением на команды, где ярко выражено соревновательное начало и каждая команда заинтересована в выигрыше.

Во время игры судья должен выбрать такое место, чтобы видеть всех играющих и не мешать им. Замечания и разъяснения, касающиеся судейства, надо делать по окончании игры и только тем, кто принимал участие в судействе.

Руководство игрой, бесспорно, тяжелейший и, вместе с тем, решающий момент в работе педагога, так как только это может обеспечить достижение запланированного педагогического результата.

Руководство игрой включает несколько обязательных элементов:

  • наблюдение за действиями учеников, игроков;
  • устранение ошибок;
  • показ правильных и коллективных приемов;
  • прекращение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам.

Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь активности, самостоятельности и творческой инициативы игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя как лучше действовать в том или другом случае.

Важно своевременно исправлять ошибки допускаемые игроками. Лучше это делать во время специального перерыва. Объяснять, ошибку нужно коротко и сжато, демонстрируя правильные игровые действия. Если этих приемов недостаточно, применяют специальные упражнения, в отдельности анализируют ту или другую игровую ситуацию и объясняют правильные действия и взаимодействия.

Ответственным моментом в руководстве подвижными играми есть дозирование физической нагрузки, определение которой более сложное, чем в физических упражнениях, не связанных с игровыми действиями. Для этого игры, игровые задания и эстафеты возможно условно (на основе наблюдений за ЧСС играющих) разделить на три зоны психофизической нагрузки: малую, среднюю и высокую.

К первой зоне отнесены игры, игровые задания и эстафеты участие в которых вызывает ЧСС у играющих до 140% ударов в минуту от исходного. Ко второй зоне отнесены игры, участие в которых ЧСС до 180% в минуту от исходного и к третьей зоне ЧСС свыше 180% ударов в минуту от исходного.

Следует добавить, что такое разделение игр по зонам психофизической нагрузки участников имеет условный характер, т.к. установлено, что в одних и тех же играх в зависимости от методики проведения, постановки разных по сложности задач, продолжительности, ритма, скорости, дистанции и ряда других условий меняется интенсивность нагрузки игроков и их двигательная активность.

Во избежание переутомления, необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность и характер нагрузки.

Регулируя физическую нагрузку в игре, учитель может использовать разнообразные ее приемы (табл.1).

Окончание игры должно быть своевременно. Не следует ни преждевременно прекращать игру, ни затягивать ее. Время проведения игры также зависит от темпа выполнения в ней движений. Чем выше темп в начале игры, тем меньше ее продолжительность. При определении продолжительности игры необходимо учитывать утомление, которое могло наступить до игры или эстафеты.

После окончания игры необходимо подвести итоги. При сообщении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки, отрицательные и положительные моменты в их поведении. Объявлять результаты игры надо кратко, никому не делая поблажек, чтобы научить подрастающее поколение правильно оценивать свои действия и поступки.

Объективный разбор приучает играющих к правильной самооценке. При определении результатов игры учитывать не только быстроту, но и качество выполнения того или иного задания, о чем участники должны быть предупреждены заранее. Желательно отметить лучших водящих, капитанов, судей и помощников. Дать им оценку в игровых ситуациях и судейской практики.

В подготовительной части занятия – игры используются небольшой подвижности и сложности, которые оказывают содействие сосредоточенности внимания играющих.
В основной части занятия – применяются игры и эстафеты с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, которые требуют большой подвижности.

Игры в основной части должны оказывать содействие закреплению и совершенствованию выполнения определенных движений и развитию физических качеств. В заключительной части занятия – применяются игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)