Игра в структуре социокультурной деятельности

В социокультурной деятельности использование игры специфично. Игра представлена как форма организации деятельности, в которой процесс является одновременно и результатом, как игровой компонент, то есть является частью других видов деятельности; как игровая программа, представляющая собой комплекс игр, объединённых, объединённых единым сюжетом (по Л.И. Козловской). Приведём примеры некоторых форм, в которых присутствуют элементы игры.

Викторина – часть мероприятия (игровой программы, праздника, вечера отдыха и т.д.) или самостоятельная форма. Это культурно-развлекательное интеллектуальное соревнование игрового характера.

Предполагает выявление эрудированного и сообразительного победителя. В ходе викторины ставятся вопросы, на которые необходимо дать ответы в устной или письменной форме.

Викторина развивает интерес к знаниям, расширяет кругозор, развивает память и мышление, творческое воображение, смекалку. Различают викторины: исторические, литературные, музыкальные, научно-технические, морально-эстетические, смешанные.

Аукцион − разновидность викторины, в рамках которой важно поставить такой вопрос, на который можно получить как можно больше ответов например, назвать фильмы, в названии которых встречается числительное, либо конкретное слово; привести крылатые фразы из фильма и др.

Клуб весёлых и находчивых стал неотъемлемой частью нашей социокультурной жизни и одной из самых популярных форм времяпрепровождения как для участников, так и для зрителей, которых привлекает эта несерьезная игра. Это красочное танцевально-музыкальное молодежное шоу с элементами несерьезной викторины, юмором, шутками, музыкальностью и зрелищностью, обязательным присутствием жюри, обаятельным ведущим. КвН глубоко пустил корни во все слои населения (играют команды школьников, студентов, предприятий).

Методика проведения включает следующие аспекты деятельности:

  • создание постановочной группы (сценарист-режиссер, художник-декоратор, музыкальный руководитель, осветитель);
  • выбор основной темы и тем для отдельных конкурсов (визитная карточка, разминка, конкурс капитанов, музыкальный конкурс, домашнее задание);
  • подбор ведущего с учетом специфики мероприятия;
  • организация репетиционного процесса и предварительного просмотра выступлений команд, оказание методической и музыкально-оформительской помощи командам;
  • реклама (СМИ, афиши, пригласительные билеты);
  • проведение мероприятия.

Капустник − своеобразный шуточный спектакль, созданный на знакомом аудитории материале.

Наиболее распространенными приёмами, используемыми в капустнике являются:

  • пародия на голос, жесты; перефразирование известных произведений; использование крылатых фраз и т. д.;
  • перенос современного действия в иную эпоху;
  • смешение стилей например, современные герои разговаривают по мобильному телефону языком средневековых рыцарей;
  • создание абсурдной ситуации.

Игра как форма социокультурной деятельности оказывает воспитательное, обучающее развивающее и просветительное влияние.

Педагогический эффект игры по А.Ф. Воловик В.А. Воловик заключается:

  • в возможности моделирования жизненных ситуаций борьбы и соревновательности;
  • создания условий для взаимодействия и взаимопонимания;
  • сплочения группы, коллектива;
  • создания простора для фантазии, импровизации, творчества;
  • реализации единства познания и рекреации;
  • проявления положительных качества личности, которые в реальной жизни не находят отражения.

К организации игр, используемых в социокультурной деятельности, предъявляются некоторые требования по И.В. Воробьёвой:

  • игра должна охватывать всех;
  • должна быть доступной и интересной для всех;
  • задания должны быть равными по содержанию и сложности для всех участников;
  • в конце игры должны быть награды.

В социально-педагогической работе игра используется как в досуговой сфере, так и в реабилитационной.

Игру в сфере досуга классифицируют по И.В. Воробьёвой, Л.И. Козловской:

  • по форме − интеллектуальные, творческие, спортивные, подвижные;
  • по количеству участников − индивидуальные, парные, командные;
  • по цели − состязательные, ролевые;
  • по месту проведения − за столом, на сцене, на открытом воздухе, в зале.

Игровые программы разнообразны.

Представим спектр игровых программ в зависимости от целевых ориентиров:

  • интеллектуальные,
  • познавательные,
  • конкурсные,
  • физкультурно-оздоровительные,
  • театрализованные,
  • коммерческие,
  • профилактические,
  • реабилитационные,
  • фольклорные и т. д.

Игра в сфере реабилитации выполнят диагностическую, коррекционную, обучающую, развивающую функции. Игровая терапия для детей является условием правильного, гармоничного развития ребенка. Для взрослых − это средство психологической коррекции личности. Игровая терапия применяется как отдельный метод, так и совместно с другими видами деятельности. Используется в двух формах: индивидуальной и групповой.

Интересно
Индивидуальная игротерапия направлена на то, чтобы дать ребенку возможность в процессе игры проявить своеобразным символическим языком свои эмоции, переживания, высказать чувства, справиться с проблемами, самореализоваться. В процессе игротерапии ребенок должен чувствовать себя свободно.

Игровой специалист, наблюдая за ребенком и его игрой, фиксирует информацию и делает выводы по коррекционной работе. Групповая игротерапия применяется как диагностическое и терапевтическое (коррекционное) средство.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)