Игра в структуре социокультурной деятельности
В социокультурной деятельности использование игры специфично. Игра представлена как форма организации деятельности, в которой процесс является одновременно и результатом, как игровой компонент, то есть является частью других видов деятельности; как игровая программа, представляющая собой комплекс игр, объединённых, объединённых единым сюжетом (по Л.И. Козловской). Приведём примеры некоторых форм, в которых присутствуют элементы игры.
Предполагает выявление эрудированного и сообразительного победителя. В ходе викторины ставятся вопросы, на которые необходимо дать ответы в устной или письменной форме.
Викторина развивает интерес к знаниям, расширяет кругозор, развивает память и мышление, творческое воображение, смекалку. Различают викторины: исторические, литературные, музыкальные, научно-технические, морально-эстетические, смешанные.
Клуб весёлых и находчивых стал неотъемлемой частью нашей социокультурной жизни и одной из самых популярных форм времяпрепровождения как для участников, так и для зрителей, которых привлекает эта несерьезная игра. Это красочное танцевально-музыкальное молодежное шоу с элементами несерьезной викторины, юмором, шутками, музыкальностью и зрелищностью, обязательным присутствием жюри, обаятельным ведущим. КвН глубоко пустил корни во все слои населения (играют команды школьников, студентов, предприятий).
Методика проведения включает следующие аспекты деятельности:
- создание постановочной группы (сценарист-режиссер, художник-декоратор, музыкальный руководитель, осветитель);
- выбор основной темы и тем для отдельных конкурсов (визитная карточка, разминка, конкурс капитанов, музыкальный конкурс, домашнее задание);
- подбор ведущего с учетом специфики мероприятия;
- организация репетиционного процесса и предварительного просмотра выступлений команд, оказание методической и музыкально-оформительской помощи командам;
- реклама (СМИ, афиши, пригласительные билеты);
- проведение мероприятия.
Капустник − своеобразный шуточный спектакль, созданный на знакомом аудитории материале.
Наиболее распространенными приёмами, используемыми в капустнике являются:
- пародия на голос, жесты; перефразирование известных произведений; использование крылатых фраз и т. д.;
- перенос современного действия в иную эпоху;
- смешение стилей например, современные герои разговаривают по мобильному телефону языком средневековых рыцарей;
- создание абсурдной ситуации.
Игра как форма социокультурной деятельности оказывает воспитательное, обучающее развивающее и просветительное влияние.
Педагогический эффект игры по А.Ф. Воловик В.А. Воловик заключается:
- в возможности моделирования жизненных ситуаций борьбы и соревновательности;
- создания условий для взаимодействия и взаимопонимания;
- сплочения группы, коллектива;
- создания простора для фантазии, импровизации, творчества;
- реализации единства познания и рекреации;
- проявления положительных качества личности, которые в реальной жизни не находят отражения.
К организации игр, используемых в социокультурной деятельности, предъявляются некоторые требования по И.В. Воробьёвой:
- игра должна охватывать всех;
- должна быть доступной и интересной для всех;
- задания должны быть равными по содержанию и сложности для всех участников;
- в конце игры должны быть награды.
В социально-педагогической работе игра используется как в досуговой сфере, так и в реабилитационной.
Игру в сфере досуга классифицируют по И.В. Воробьёвой, Л.И. Козловской:
- по форме − интеллектуальные, творческие, спортивные, подвижные;
- по количеству участников − индивидуальные, парные, командные;
- по цели − состязательные, ролевые;
- по месту проведения − за столом, на сцене, на открытом воздухе, в зале.
Игровые программы разнообразны.
Представим спектр игровых программ в зависимости от целевых ориентиров:
- интеллектуальные,
- познавательные,
- конкурсные,
- физкультурно-оздоровительные,
- театрализованные,
- коммерческие,
- профилактические,
- реабилитационные,
- фольклорные и т. д.
Игра в сфере реабилитации выполнят диагностическую, коррекционную, обучающую, развивающую функции. Игровая терапия для детей является условием правильного, гармоничного развития ребенка. Для взрослых − это средство психологической коррекции личности. Игровая терапия применяется как отдельный метод, так и совместно с другими видами деятельности. Используется в двух формах: индивидуальной и групповой.
Игровой специалист, наблюдая за ребенком и его игрой, фиксирует информацию и делает выводы по коррекционной работе. Групповая игротерапия применяется как диагностическое и терапевтическое (коррекционное) средство.
- Сущность и содержание понятия игра
- Историография проблемы свободного
- Сущность и содержание понятия досуговой деятельности
- Дифференцированный подход к лицам с ограниченными возможностями здоровья
- Общие и специфические методы социокультурной деятельности
- Информационно-методическое обеспечение социокультурной деятельности
- Краткая характеристика форм социокультурной деятельности
- Феномен свободного времени и временного пространства культурно-досуговой деятельности
- Средства социокультурной деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу