Идеалы и нормы исследования в науке

Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – образец рациональной деятельности ученого, отражающий эпоху, принятый и поддерживаемый научным сообществом. Это образец мышления, влияющий на постановку и решение концептуальных и практических задач.

Он  обусловливает действие разума или, как говорят в наше время, его рациональность.

В развитии науки В.С. Степин выделяет три основных типа рациональности: классическую (XVII – начало ХХ вв.), неклассическую (первая половина ХХ в.), постнеклассическую (конец ХХ в.).

Рациональность – осмысленность явлений и собственных действий в отношении к ним. Она предполагает способность человека взаимодействовать с идеальными объектами, образовывать и преобразовывать понятия через объяснение, описание, интерпретацию и предсказание явлений.

Рациональность системы объектов, суждений, действий, поведения определяется характеристиками: гармоничностью и взаимной согласованностью элементов, целесообразностью, эффективностью, энергоемкостью в достижении цели, объяснимостью в причинно-следственных категориях, систематичностью, предсказуемостью.

Каждое время создает свою онтологию разума, строящего знания в науке на основе этих отношений. Это и есть идеал развития науки, на основании которого формируются нормы исследования.

Онтология ума включает в себя не только постигаемые явления, но и способ их постижения при помощи сознания.

Введение явлений в науку связано с возможностями сознания обнаруживать в себе состояния, благодаря которым можно зафиксировать и описать физические явления, а затем оставить эти описания в виде научных трактатов в истории культуры и человечества в целом.

Интересно
Тогда они переходят в разряд осознанных объектов, так как к ним применены действия, отсутствующие в числе физических действий. Мы уже не можем отделить их от сознательного измерения, так как они воспроизводятся в пространстве понимания.

Идеал классической рациональности (М. К. Мамардашвили) принимает сознание как данность, дальше неразложимую, с фиксированным набором норм исследования.

Наблюдаемое физическое тело должно быть пространственно выражено в содержании, то есть должно быть достаточно хорошо оформлено для наблюдения за ним.

Сознание как самотождественный субъект может «переноситься» в любую точку пространства непрерывного наблюдения и воссоздавать события, случившиеся с физическим телом в виде его изменений.

Эксперимент и полученные в нем знания доказательны, если подлежат воспроизведению в «правильной» теории, истинно описывающей действительность.

Этот идеал является интерпретацией принципа повторения макрокосмоса в микрокосмосе, а также сверхмощного интеллекта в более немощном, для которого сверхмощность – это недостижимый сверхчеловеческий предел.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)