Хохломская роспись

Хохлома – старинный народный промысел, появившийся в XVII веке в селе Хохлома. Богатство леса возле Волги – главной торговой артели Заволжья – способствовало развитию промысла.

Крестьяне вытачивали, расписывали посуду, везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, сейчас широко известному в нашей стране и за рубежом. Мастера расписывали деревянную посуду и мебель красными, зелёными и золотистыми красками по чёрному фону.

Несмотря на тёмный фон, роспись была яркой. Традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки.

Также часто встречаются птицы, рыбы и звери. Искусство хохломы сочетает классические формы токарной посуды, красоту резных форм ковшей, ложек и живописную культуру.

Интересно
«Золотую посуду» изготавливали без применения золота – в этом секрет мастерства. Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне ‒ это технология росписи, которая родилась в Нижегородском крае в конце XVII века.

Наряду с традиционными ковшами и разными по размеру ложками современные мастера изготовляют наборы различного назначения (для соков, мороженого, варенья, салатов и т.д.), декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель. Все предметы привлекают внимание своей нарядностью и красочностью.

Форму будущего изделия вырезают из липы или березы вручную, покрывают слоем жидкой глины, пропитывают льняным маслом, шпаклюют, затем снова покрывают маслом и подсушивают до неполного высыхания. Завершается процесс покрытием всего изделия олифой.

Окончательную сушку проводят в закрытых шкафах – печах при 100 ‒ 120 °С. Слой олифы приобретает золотистый оттенок. При этой технологии можно использовать не все цвета красок, а только красный, черный, зеленый, коричневый, желтый.

Необычайное богатство хохломской росписи достигается тем, что рисунок на поверхность изделия наносится мастером свободно, мастер как бы сочиняет его на ходу.

В результате появляются новые мотивы орнамента, в котором растения, птицы, рыбы превращаются в декоративный узор, что делает нехитрую деревянную вещь произведением народного искусства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)