Жостовские подносы

Полтора века существует в России самобытный народный промысел – жостовские расписные подносы. Жостово – небольшое село Московской области – давно известно в России яркой декоративной росписью подносов, которые, как и самовар, стали важным атрибутом русской чайной церемонии.

На подносе к столу подносили чай, сахар, печенье, варенье. Отсюда и его название. Подносы широко использовались в домашнем быту, а также в ресторанах и чайных. Жостовскими подносами украшали стены.

Родоначальником жостовского промысла считают крепостного крестьянина Филиппа Вишнякова. В первой четверти XIX века он и его родные, зная процесс производства изделий из папье-маше, решили производить по этой технологии подносы.

Но подносы из папье-маше были непрочными, при использовании они теряли форму, краски на них размывались. Мастера стали разрабатывать новую технологию.

С 1886 года освоили выпуск металлических подносов. Мастера разработали технику росписи, при которой в процессе использования подноса краска с железного изделия не слезала. В те далекие времена все делалось вручную. Вручную вырезался нужной формы металлический лист, вручную загибали края.

Затем его покрывали особой смесью, шлифовали до идеальной гладкости, красили черной, красной или зеленой краской. Краска должна быть масляной. Затем покрывали три раза бесцветным лаком и столько же раз сушили в печи при температуре от 80 до 140 °С.

Только после этого поднос попадал в цех для росписи.  Современный процесс производства мало чем отличается от того, что был в XIX веке: форму подноса делали вручную, а затем отдавали художнику для росписи.  Так как почти вся работа выполнялась только руками, мастера могли работать на дому (дома).

Интересно
Благодаря выгодному расположению деревни вблизи города Москвы жостовские мастера имели постоянный рынок продажи своих изделий. Здесь же они закупали материалы, необходимые для производства.

После отмены в России крепостного права в 1861 году многие свободные крестьяне начали открывать в своих домах «подносные» мастерские по примеру братьев Вишняковых. Вскоре работали уже двенадцать крупных семейных мастерских.

Была создана школа росписи металлических подносов, а за самим народным промыслом закрепилось название «жостовский».

Постепенно выработался и фирменный стиль росписи: цветочный букет на чёрном фоне. Рисунок расположен в центре. Излюбленным фоном на подносах у жостовских мастеров до сих пор остается черный, хотя используются и красный, и синий, и зеленый фон.

И композиции у них не только цветочные. Есть и портреты, и пейзажи, и птицы. Двух одинаковых подносов не бывает. Любой орнамент нельзя повторить точь-в-точь. В небольшой подмосковной деревне Жостово население всего 500 человек, но они продолжают эту замечательную традицию.

Там до сих пор существует Жостовская фабрика, где можно купить замечательные изделия, а также посетить интересный музей. Изделия жостовских мастеров показывались на многих выставках. О них писали как о декоративном чуде искусства русского народа.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)