Характеристика методологических аспектов

Особенность как науки, так и учебных дисциплин выражается не только в ее предмете, но и в методе. Поэтому после выяснения того, что является предметом учебной дисциплины «Обеспечение прав человека», необходимо осветить на вопрос: как необходимо изучать проблемы обеспечения прав человека в деятельности органов внутренних дел?

Прежде всего кратко остановимся на понятии метода.

Метод (от греч. methodos) – это путь познания. В философском словаре говорится, что метод в самом общем значении понимается как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

При этом метод, рассматриваемый в специально-философском значении, определяется как способ познания и как способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.

В теории государства и права метод необходимо рассматривать как в известной мере условные, обобщающие процесс использования различные приемы и способы познания в рамках данной дисциплины, вместе с тем указывающие на то, что в системе методов, применяемых в процессе познания государственно-правовой или иной материи, один из них непременно выступает на первый план как основной, ведущий метод.

По мнению профессора В.С. Нерсесянца, «…юридический метод как путь познания – бесконечный путь углубления и развития знания о праве и государстве, непрекращающееся движение от уже накопленного знания об этих объектах к его обогащению и развитию, от эмпирического уровня знаний к теоретическому уровню, от достигнутого уровня теории к более высокому уровню, от уже сложившегося понятия права – к новому, теоретически более содержательному и богатому понятию.

Юридический метод, как и всякий метод, только потому является путем познания, что он и есть юридическое знание (юридическая теория) в движении, в формировании, изменении, углублении и развитии».

Метод – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно истинных знаний о сущности и закономерностях государственно-правовых явлений.

В основе как метода науки, так и метода изучаемой учебной дисциплины лежит научная методология. Методология вообще, в т.ч. юридическая, это, прежде всего, та философская, мировоззренческая система, на которой построена наука.

В качестве таковой могут выступать религиозный идеализм или метафизика, субъективизм или диалектический материализм и т.д.

Интересно
Основные принципы, законы и категории этих философских систем составляют фундамент (основу) методологии юридической науки, имеют универсальный характер для любого познания.

С другой стороны, методология понимается как совокупность наиболее рациональных способов, технологий и средств сбора и обработки информации о конкретном предмете исследования, решения какой-либо научной задачи. Эти методы и средства могут быть как общенаучными или общелогическими, так и специальными эмпирическими.

С этих позиций методология познания государственно-правовых явлений, связанных с обеспечением прав человека, имеет три уровня (универсальный, общенаучный и частнонаучный), каждый из которых является продолжением и дальнейшей конкретизацией предыдущего.

Это значит, что использование конкретных специальных методов на этапе сбора информации дополняется общими методами при ее обработке и в конечном счете органично включается в общефилософскую систему знаний о мире.

Методологический арсенал общей теории государства и права достаточно обширен и включает в себя по степени общности и познавательным приемам следующие методы:

  • всеобщий философский (метод материалистической диалектики; идеалистический метод). Всеобщность этого метода со-стоит в том, что он используется во всех науках, на всех стадиях и этапах научного познания;
  • общие (анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, абстрагирование, восхождение от абстрактного, системно-структурный подход). Эти методы также используются во всех конкретных науках, однако сфера их применения ограничивается решением определенных познавательных задач и не охватывает всех стадий научного познания;
  • специальные (статистический, психологический, конкретно-социологический, математический). Данные методы разработаны конкретными науками и используются для познания государственно-правовых явлений;
  • частные (формально-юридический, сравнительного право-ведения, технико-юридический).

Общенаучными методами исследования в настоящее время являются социологический, статистический, системно-структурный и др.

Помогая объяснить и обработать научную ин-формацию, объединить ее в систему, общие методы не дают тем не менее ответов на конкретные вопросы. Эту задачу решают специальные (частные) методы, включающие как предметные (приборы), так и мыслительные средства.

Любая наука, учебная дисциплина имеют определенный метод, т.е. способ (или совокупность способов) познания изучаемых явлений.

Различают общий (универсальный) метод, присущий всем наукам, отраслям знаний, учебным дисциплинам, поскольку в его основе лежат наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, и частные, или специальные, методы, а также логические приемы.

Задавая определенные ориентиры исследования, данные за-коны и категории приобретают конкретную инструментальную ценность, воплощаясь в методах правоведения.

Общий характер этих методов объясняется тем, что они охватывают все отрасли правоведения. Это логические приемы индукции и дедукции, анализа и синтеза, аналогии, моделирования правовых явлений. Их действие основано на признании диалектических свойств раз-вития природы и общества.

Содержание метода материалистической диалектики, как общего метода, образуют основные законы и категории диалектики.

Используя их при анализе правовых явлений, можно про-никнуть в сущность права, выяснить его природу, особенности, механизм правотворчества и правоприменения.

К основным законам диалектики, как уже отмечалось, относятся закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

К основным философским категориям относятся такие парные категории, как единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма, сущность и явление, возможность и действительность и др.

Например, анализ правотворчества и правоприменения с позиций категории причины и следствия показывает, что в соотношении «общественные отношения – норма права» первые выступают в качестве причины, а вторые – следствия.

Для законодателя это исключительно важно, ибо причина порождает следствие, а не наоборот. Отсюда следует, что обществу нужны не надуманные, произвольно сконструированные правовые предписания, а нормы, вытекающие из потребностей социальной жизни.

В правоприменительном процессе фактическое поведение человека является причиной (основанием) применения юридической нормы.

Последняя, равно как и предусмотренные в ней юридические последствия, выступает в качестве следствия по отношению к поведению.

Общий (можно встретить название – универсальный) метод проявляет свое действие во всех науках, отраслях знаний, учебных дисциплинах, поскольку в его основе лежат наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

Интересно
Однако нельзя стать хорошим юристом, оставаясь лишь «чистым» диалектиком, не обладающим знаниями, необходимыми для применения специальных методов, присущих праву. Нельзя им стать и в том случае, если ограничиваться исключительно специальными, чисто профессиональными методами и не подходить к праву с позиций более общего, диалектического метода.

Метод материалистической диалектики применяется в юридических науках в совокупности с частными методами.

Такое наименование последних весьма условно, ибо почти все методы, о которых пойдет речь, применяются не в одной, а во многих отраслях знаний.

Уместнее поэтому здесь говорить о «специальных», или «дополнительных», методах, хотя и эти определения, вероятно, не совсем точны. Число специальных методов, используемых в правоведении (в т.ч. и в теории права), весьма велико. И различаются они между собой особенностями действий, операций, приемов воздействия на правовой материал.

В практической деятельности, в частности в деятельности органов внутренних дел, на изучение которой направлена данная учебная дисциплина, частные методы имеют конкретную направленность.

Они разнообразны и применяются на эмпирическом (опытном) уровне исследования, где идут процессы накопления и обобщения разнообразной информации.

Учитывая, что изучаемая учебная дисциплина представляет собой систему особых, специальных юридических знаний, необходимых для более глубокого изучения специфики деятельности органов внутренних дел, связанной с обеспечением прав человека, можно считать, что для этого необходимы специальные методы. Эти методы имеют свойства частных методов, имеющих конкретную направленность.

Специальными методами учебной дисциплины «Обеспечение прав человека» являются следующие.

Сравнительный метод. Он предполагает сопоставление юридических понятий, явлений и процессов и выяснение между ними сходства или различий. В результате сравнения устанавливается качественное состояние правовой системы в целом либо отдельных правовых институтов и норм.

Сопоставляемые объекты должны отвечать одному общему требованию – они должны быть сравнимы. Можно сравнивать между собой правовые системы, отрасли права, одноименные правовые институты и нормы.

Можно то же самое делать внутри отдельной правовой системы. Но нельзя сравнивать, например, правовую систему в целом и отдельную юридическую норму. Эти объекты не-сравнимы по уровню, объему, содержанию и признакам.

Если сопоставляются объекты высокого уровня, сложные по своей структуре (например, правовые системы различных стран), то это будет макросравнение.

Сопоставление менее объемных, более простых по структуре объектов (правовые институты, юридические нормы, преступность по отдельным регионам России и т.д.) называется микросравнением.

Значение сравнительного метода в правоведении и юридической практике исключительно велико. На основе и в результате сравнения наука установила, в частности, что каждый последующий исторический тип права (рабовладельческое, феодальное, буржуазное) оказывался прогрессивнее предыдущего.

Сопоставление современных зарубежных правовых систем и нынешней российской правовой системы, к сожалению, свидетельствует о том, что многие зарубежные правовые институты защищают гражданина и его собственность намного эффективнее отечественных.

Вывод о значительном росте преступности в Российской Федерации и качественном ее изменении основан также на сравнении количества совершаемых преступлений и анализе структуры преступности.

Только сравнивая правовой материал и получая результаты, можно определить конкретные пути совершенствования правовой системы, улучшения законодательства, укрепления законности и правопорядка.

Широкое применение сравнительного метода в правоведении и юридической практике привело к формированию в составе юридической науки относительно самостоятельного направления – сравнительного правоведения (юридической компаративистики).

Некоторые ученые считают ее даже самостоятельной отраслью юридической науки.

Как бы то ни было, но сравнительное право занимает значительное место в юридической науке и также является составной частью теории права.

Социологический (конкретно-социологический) метод. Он состоит в исследовании права на основе фактических данных. Правовой материал в этом случае рассматривается не на уровне абстрактных категорий, а на базе конкретных фактов.

Социологический метод изучения права включает в себя такие способы, как анализ статистических данных и различного рода документов, социально-правовой эксперимент, опросы населения, математические и статистические методы обработки материала и некоторые другие.

По справедливому утверждению известного французского социолога права Жана Карбонье, «метод социологов индуктивен и фактологичен».

Отсюда следует, что основу рассматриваемого метода составляют такие приемы и способы научного познания, как этнографические описания, статистический анализ, анкеты, интервью и другие эмпирические исследования.

Социологический метод, как и сравнительный, применяется исключительно широко в правовой сфере.

Используя его, выясняют состояние общественных отношений и, соответственно, потребность в юридических нормах или их изменении, эффективность законодательных и правоприменительных актов, целесообразность тех или иных юридических процедур и действий юрисдикционных органов.

Для изучаемой дисциплины это означает в первую очередь получение возможности оценки эффективности такого вида деятельности правозащитных органов, как охрана и защита прав человека.

Цифры, факты, документы – это воздух социологии. Без них она существовать не может.

Искажение статистики, «закрытые» цифры, безосновательно засекреченные документы сослужили недобрую службу отечественному правоведению в целом, а так-же нанесли серьезный ущерб авторитету всей правоохранительной системы.

Рекомендации по развитию законодательства, улучшению правоприменительной деятельности, борьбе с преступностью лишь тогда будут обоснованными и реальными, когда они будут опираться на достоверные и полные факты повседневной правовой жизни.

Формально-юридический (нормативно-догматический) метод. Его суть заключается в том, что изучаемый данной учебной дисциплиной предмет как таковой ни с чем не сравнивается, не увязывается с экономикой, политикой, моралью и другими социальными явлениями. Основу этого метода составляет сложившаяся система формальной оценки деятельности органов внутренних дел.

Логический метод включает средства и способы логического изучения и объяснения правовой основы деятельности органов внутренних дел.

Он основан на формах мышления и законах формальной логики. Диалектическая логика – это теория познания, совпадающая с методом материалистической диалектики, а формальная логика, примененная к изучению права, является одним из специальных методов освоения правовой действительности.

Интересно
Широкое применение в учебной дисциплине «Обеспечение прав человека» специальных методов обусловливает возможность познания содержания и сущности прежде всего юридических свойств прав человека, а также условий успешного решения задачи, стоящей перед государством и правозащитными органами, основным направлением деятельности которых является обеспечение прав человека.

Затем с помощью указанных методов познания раскрывается содержание объекта и предмета изучаемой учебной дисциплины. Следовательно, не только предмет науки и учебной дисциплины определяет их метод, но и метод непосредственно влияет на формирование предмета.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)