Функции учебной дисциплины

Как особая, специальная область научного знания учебная дисциплина «Обеспечение прав человека» выполняет ряд функций, выражающих ценность данной дисциплины для совершенствования правозащитной деятельности.

Термин «функция» имеет в научной литературе различные значения в зависимости от науки, в рамках которой изучается это понятие. В теории государства и права традиционным является определение функций государства как основных направлений, главных сторон деятельности государства, соответствующих его задачам.

Однако существует мнение, что функции государства, кроме сущности и задач, выражают содержание работы государственного организма, характер его жизнедеятельности, функционирования.

Понятие функции призвано охватить и отразить содержание деятельности, т.е. можно сказать, что «функция – сущностная характеристика деятельности». Однако в реальной общественной жизни не существует деятельность вообще. В связи с этим правомерно говорить о функциях конкретного вида деятельности, в нашем случае – о функциях механизма государственно-правового обеспечения прав личности. Только в этом случае можно установить конкретный характер функции.

Анализ большого количества признаков, приводимых в литературе, характеризующих понятие функции, чаще всего выделяет такие ее характерные признаки:

  • объективная необходимость, или обусловленность;
  • относительная самостоятельность функций как частей содержания деятельности;
  • их общность и типичность;
  • целенаправленность функций управления и их зависимость от управляемого объекта;
  • стабильность, повторяемость и универсальность;
  • специфичность и однородность.

Так, польский ученый Я. Зеленевски под функциями понимает «более или менее однообразные действия, позволяющие наиболее точно определить цель, имеющую самостоятельное значение для деятельности целого (системы)».

Цели как идеальные модели объективных потребностей системы являются специфическим элементом содержания каждой отдельной функции и играют определяющую роль в формировании ее содержания.

По мнению В.Б. Аверьянова, функции – это «относительно самостоятельные и однородные части содержания управленческой деятельности, в которых выражается властно организующее воздействие субъекта управления, направленное на обеспечение жизненно важных потребностей взаимодействующего с ним и адекватного ему управляемого объекта».

В соответствии с данным понятием функции, во-первых, представляют собой части содержания управленческой деятельности, обладающие относительной самостоятельностью и однородностью; во-вторых, непосредственно выражают властно организующую сущность управления; в-третьих, функции реализуются во взаимодействии адекватных субъекта и объекта управления, т.е. в управленческих от-ношениях; в-четвертых, они направлены на обеспечение жизнен-но важных потребностей управляемого объекта.

Д.Н. Бахрах, размышляя о функциях и отмечая специфику каждой общей функции, ее структуру и обособленность, подчеркивает, что их связывает организационное единство субъекта управления.

Он различает три группы функций по их содержанию:

  1. Функции ориентирования системы: прогнозирование, планирование, нормативное регулирование, методическое руководство.
  2. Функции обеспечения системы: кадровая, материально-техническая, финансовая, организационно-структурное обеспечение, информационное обеспечение.
  3. Функция оперативного управления: непосредственное регулирование деятельностью, учет, контроль, оценка.

В научной литературе в 70-е гг. предпринимались попытки определить функции механизма защиты субъективных прав, иначе говоря, его сущность.

Н.И. Матузов насчитывает их не менее восьми. И сегодня наименование и перечень функций механизма защиты субъективных прав не вызывает возражений. Разумеется, необходимо учитывать современные методологические подходы к правопониманию, принципам правового регулирования, функциям права, суть которых точно выразил Р.З. Лившиц, утверждая, что за десятками классификаций и дефиниций не должна пропадать «главная определяющая роль функций права – обеспечение прав человека».

Функции обеспечения прав личности – это основные направления его деятельности, выраженные в воздействии на общественные отношения и поведение людей в целях создания условий для безопасного и гармоничного развития личности.

При этом следует отметить, что функции указанного механизма обладают следующими особенностями:

  • раскрывают назначение прав человека в обществе;
  • показывают необходимость воздействия на общественные отношения, подчеркивая значимость прав человека;
  • выражают наиболее важные стороны обеспечения прав человека и направления решения задач в конкретных исторических условиях;
  • способствуют упорядочению общественных отношений в области прав человека.

Классификация функций обеспечения прав личности может быть рассмотрена в разных плоскостях.

В качестве основных рассмотрим следующие функции:

  1. Гносеологическая (познавательная) функция не является специфической только для данной дисциплины. Несмотря на то, что эта функция присуща также и любой другой учебной дисциплине, без рассмотрения этой функции невозможно научное понимание предмета изучаемой учебной дисциплины. Она заключается в глубоком и всестороннем познании своего предмета, без чего невозможно ни самостоятельное существование науки, ни ее служебная роль в обществе. В рамках данной функции теоретически можно выделить два основных направления:
    1. Констатационное (сбор объективных данных о том, что и как есть на самом деле).
    2. Интерпретационное (попытки объяснить, почему это так, оценить, хорошо ли, полезно ли это, что из опыта разных стран и эпох нуждается в поддержке и развитии, какие негативные тенденции и явления следует исправить или пресечь). Именно содержание объективной информации об обеспечении прав человека, а также формирование методики оценки эффективности деятельности органов государственной власти и правозащитных организаций раскрывает содержание гносеологической функции данной учебной дисциплины.
  2. Прогностическая (или эвристическая) функция тесно связана с предыдущей. Она состоит в возможности науки предугадывать, прогнозировать состояние государственно-правовых явлений в будущем на основе выявленных тенденций их предыдущего развития. Без научного прогнозирования невозможно грамотное и эффективное управление как обществом в целом, так и государственными органами, учреждениями и организациями.
  3. Прагматическая (практически-прикладная) функция заключается в ее направляющем воздействии на юридическую практику всех уровней. Так, накопленные знания в области обеспечения прав человека способствуют выработке рекомендаций по формированию структуры, форм и методов деятельности органов внутренних дел, совершенствованию законодательства (с точки зрения его содержания и технико-юридических средств выражения), подъему общей и правовой культуры как отдельных граждан, так и общества в целом. Обратная связь науки и практики чрезвычайно важна, ибо, с одной стороны, истинность теоретических построений проверяется их практической пригодностью, с другой стороны, чем более развита сама наука, тем ценнее и эффективнее предлагаемые ею практические рекомендации.
  4. Мировоззренческая функция состоит в привитии обучающемуся системы правовых ценностей в области прав человека, объективного взгляда на мир и место в нем государственных и правовых институтов, уважения к власти и праву, т.е. того, что называется юридическим мировоззрением. В результате изучения данной учебной дисциплины формируется научное понимание политико-правовых процессов, в т.ч. в современной России, что не только объясняет происходящие в нашем обществе перемены, но и способствует формированию активной гражданской позиции личности.
  5. Методологическая функция изучаемой дисциплины в системе правоведения обусловлена тем, что определяемые этой функцией общие категории, понятия и конструкции служат «ключом» к решению частных, отраслевых юридических проблем. Любая теория, если она верна, способна не только объединить накопленную информацию об объекте, но служит средством поиска новых знаний. То есть теория превращается в метод дальнейшей теоретической и практической деятельности. Более того, степень зрелости теории определяется именно ее способностью выступать в качестве метода дальнейшего познания. Используя методологическое единство в юридическом инструментарии, учебная дисциплина «Обеспечение прав человека» органически вписывается в целостность правоведения как науки.

Характеризуя функции обеспечения прав человека, следует от-метить, что важнейшая задача любого цивилизованного государства – упорядочение общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы и справедливости. Эта задача может быть решена посредством регулятивной функции.

Второй важной задачей является охрана регулируемых в обществе прав и свобод человека от нарушений. Эта задача решается с помощью охрани-тельной функции. Третья задача состоит в защите нарушенных прав граждан и создании условий, способствующих их восстановлению. Решению этой задачи способствует защитная функция.

Регулятивная функция выражается в правовом воздействии на общественные отношения в целях обеспечения прав человека, их функционирования и развития в соответствии с потребностями общества, государства и граждан.

Регулятивная функция связана с положительным воздействием на обеспечение прав чело-века, возникающих в сфере общественных отношений.

Регулятивное воздействие государственно-правового обеспечения прав личности осуществляется путем закрепления этих прав в нормативных правовых актах, а также посредством их постоянного совершенствования, что способствует более высокому уровню развития прав и свобод в сфере общественных отношений.

Интересно
В совершенствовании института прав человека заложена возможность регулятивного воздействия на изменение существующих отношений, а также способность реанимировать те общественные отношения, которые основаны на необходимости обеспечения прав человека и которые возникают на конкретном этапе общественного развития по мере взросления человечества.

Охранительная функция представляет собой правовое воз-действие на регулируемые общественные отношения в целях охраны человека, его прав и свобод и их неприкосновенности.

Не допустить нежелательные явления, способные повлечь нарушения прав человека, – это важнейшее предназначение охранительной функции механизма государственно-правового обеспечения прав личности.

Охраняя права человека, государство и его органы посредством комплекса действий, регламентированных правом, способствуют предотвращению проступков, нарушающих нормальное развитие отношений в обществе.

Важное значение в обеспечении эффективности охранительной функции механизма имеет воспитательная работа с населением страны в целях повышения общей и правовой культуры общества, социальной группы и каждой отдельно взятой личности.

Таким образом, охранительная функция обеспечения прав личности выражается в определении запретов на совершение противоправных деяний и в установлении неблагоприятных последствий за их совершение.

Защитная функция – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выраженное в свое-временном реагировании на нарушение прав и свобод гражданина в целях восстановления их первоначального состояния или соразмерной компенсации.

Специфическая особенность данной функции в том, что она проявляется лишь в случае совершения правонарушения. При этом защитная функция обеспечения прав личности выражается в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушение.

Главная цель защитной функции – вытеснение чуждых обществу противоправных явлений, нарушающих права человека.

Обозначенные функции не следует противопоставлять друг другу, т.к. они отражают общие направления действия государственно-правового обеспечения прав личности, т.е. выполняют важную задачу содействия развитию и совершенствованию института прав человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)