Характеристика феномена патриотизма в России

Феномен патриотизма в историческом и культурнопедагогическом аспекте, несмотря на актуальность этого явления, остается недостаточно изученным. На наш взгляд понятие «патриотизм» следует рассматривать в контексте культурной эволюции от архаичной стадии, через индустриальную и к информационной стадии развития общества.

Интересно
Так, патриотизм в архаичной культуре строился на нерефлексируемых традициях и ритуалах. Человек в этнической общине чувствовал себя защищенным и благополучным. У него развивалась привязанность к родному ландшафту, любовь к окружающей территории, почтение к могилам предков. Истоки понятия «русский патриотизм» можно сегодня определить только по летописным источникам, которые закрепилась на Руси лишь с XII в. с появлением «Повести временных лет», где тема любви и защиты Родины становится основной.

В летописных источниках дается характеристика общиннородовой уклад жизни славян, колоходных обрядовых праздников, русской бане – берегине здоровья, боголесью, своеобразной архитектуре, одежде, питанию, песнями и танцами, занятиям старинными ремеслами и воинским искусствам и т. д. Все это пробуждало родовую память, помогало установить крепкую связь с родом, способствовало благополучию и безопасности рода.

«Пробуждению родовой памяти и наполнению военной силы рода способствовали исконные песни и пляски. Камаринскую (медвежья пляску) исполняют мужчины, подражают движениям царя лесов – медведя. В плясе пробивают ладонями грудину – прочищают источник любви в середке, и направляют любовь в мир наружу и в ноги к предкам; пробивают ладонями колени и ступни – прочищают связь с предками».

В основе патриотического воспитания во времена Древней Руси лежали примеры соблюдения долга перед землей русичей, требования моральной чистоты, степенности и достоинства. Это было естественным чувством самосохранения, то есть сохранения своего места жизнедеятельности, родной земли от различных завоевателей. Современники называли славян добрыми и нелукавыми, но жестокими и вероломными. Добрыми славян называли за то, что у них не было рабства (натуральное хозяйство не нуждалось в рабах).

Все захваченные во время войны пленные могли остаться жить в общине или возвратиться к своим, выплатив выкуп. А вероломными и жестокими славян называли за то, что они считали род, семью, общину – своими, а остальных людей – врагами. Войны в те времена были частыми, а врагов было много. Во «Влесовой книге» – памятнике славянской письменности есть повествование о том, как «старый Илур учил детей своих по ночам, так как греки, которые захватили Сурож (Крым) запрещали учить славянскую грамоту». Илур учил юношей мыться, закаливать себя, быть стойкими в сражении, ибо славянам приходилось постоянно отражать бесконечные нападения врагов.

Постепенно складывался у славян культ героя-дружинника – образца для подрастающих поколений. После удачных походов в честь героев устраивались княжеские пиры. В средние века, ввиду раздробленности Руси, начинает проявляться «местный патриотизм», который возникает после принятия христианства и строится на догмате православия о любви к ближнему.

Интересно
И только в середине XV в. при правлении Ивана III русский патриотизм начинает преодолевать «местные» идеи и чувства и оформляться в общерусское явление, так как в это время появились начатки государства в виде органов власти, системы правовых норм и существование на определенной географической территории. Во все времена, когда появилось государство, патриотическое воспитание было неразрывно связано с подготовкой граждан к защите и укреплению своего государства.

С детства каждый мальчик готовился стать воином-защитником. В нем воспитывалась ответственность за семью, свое поселение. Чувство долга поднимало юношей на защиту родной землиОсновной формой социальной организации становится государство. При этом этнический уровень населения становится вторичным по отношению к государственному.

Защита государства всегда была связана с военными противостояниями, а патриотизм связывается с военной подготовкой населения, с развитием военно-патриотического воспитания подрастающих поколений. В настоящее время традиционное понятие «патриотизм» оказывается недостаточно отражающим особенности информационной цивилизации, куда активно вступило российское общество.

Практически ежесекундно человек подвергается воздействию разнообразной информации, характер которой меняется от полезного и необходимого до откровенно агрессивного, манипулятивного. При этом наиболее незащищенными являются дети и подростки, молодежь, у которых еще не сформировано строгое мировоззрение, нет четкой жизненной позиции. Поэтому в настоящее время встает проблема информационной безопасности личности, общества и государства в плане формирования патриотизма у подрастающих поколений.

Например, наблюдается развертывание рядом стран мира «культурной экспансии» против России, проявляющейся, в частности, в преобладании использования английского языка и в стремлении сократить использование русского языка как средства общения и таким образом сократить российское информационное пространство.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, установлении и сохранении политической и социальной стабильности, обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного международного сотрудничества. Феномен патриотизма имеет латентное состояние в мирной жизни и обостряется при активном противоборстве при военных столкновениях.

Из истории известно, что чем острее противостояние с другими государствами, тем сплоченнее общество внутри себя и тем выше у него шанс выжить. Из этого можно сделать вывод о том, что формирование патриотизма у молодежи является мощным фактором выживания России.Во все времена патриотизм играл особую роль не только в духовной жизни народа, но и в экономическом, политическом, социальном и культурном плане. В каком-то смысле патриотизм выступает фундаментом государственности.

Российский историк и писатель Н. М. Карамзин отмечал: «Древняя и новая история народов не представляет нам ничего трогательнее этого героического патриотизма. Боевая слава была колыбелью народа русского, а победа – вестницей бытия его». Многие российские педагоги прошлого, раскрывали роль патриотизма в процессе личностного становления человека.

Так, «учитель русских учителей» К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Известный советский педагог А. С. Макаренко разработал методику организации патриотического, трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей. А. С. Макаренко наполнил понимание коллектива новыми элементами.

Интересно
Его организационно-педагогические находки – разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание, самоуправление – развивали чувство товарищества, качества лидеров, ответственное участие в общественной жизни. Основную задачу воспитания А. С. Макаренко видел в подготовке нового человека, в воспитании человекатворца, человека-гражданина, человека-патриота.

В. А. Сухомлинский уделял большое внимание воспитанию гражданственности, любви к родному краю, патриотизму. Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.

Этому патриотизму присущ глубоко сознательный и народный характер, высокая ответственность россиян за судьбу и надежную защиту Родины.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)