Характеристика административно-предупредительных мер

Административно-предупредительные меры, применяемые струдниками органов внутренних дел (полиции), направлены на выявление и устранение нарушений норм права, исключение возможности совершения правонарушений, обеспечение общественной безопасности, а также на минимизацию вреда, который может быть причинен в результате противоправных действий или при возникновении чрезвычайных ситуаций социального, природного или техногенного характера.

Применяются сотрудниками полиции в соответствии с ФЗ «О полиции».

Применение административно-предупредительных мер возможно в случае выявления намерения лица совершить правонарушение или иное противоправное действие, а также обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.

По целям применения меры предупреждения подразделяются на две подгруппы:

  1. Применяемые для предотвращения возможного наступления вредных последствий и угрозы общественной безопасности или безопасности личности.
  2. Применяемые в целях предупреждения совершения новых противоправных действий лицами, совершившими преступления.

В состав первой подгруппы входят следующие меры:

  1. Проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на по-лицию (п. 2 ч. 1 ст. 13).
  2. Удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 13, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов противоправного деяния.
  3. Вносить руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений (п. 12 ч. 1 ст. 13).
  4. Осуществлять личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, а также досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, метрополитене (п. 16 ч. 1 ст. 13). Часть 1 ст. 27.7 и ч. 1 ст. 27.9 КоАП РФ определяют понятия досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства как обследование соответственно вещей и транспортного средства, проводимое без нарушения их конструктивной целостности.
  5. В целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории проведения мероприятия (п. 18 ч. 1 ст. 13).
  6. Останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозре-нии, что они используются в противоправных целях (п. 20 ч. 1 ст. 13).
  7. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов. Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий и др. (ст. 16).
  8. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории – одна из мер государственного принуждения, применяемая полицией для: спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; пресече-ния преступления; установления обстоятельств несчастного случая (ст. 15).

Административно-предупредительными мерами, относящимися ко второй подгруппе, являются:

  • осуществление контроля (надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений;
  • участие в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно (п. 26 ч. 1 ст. 12).

Такой контроль является наиболее действенным в предупреждении рецидивной преступности и проводится сотрудниками полиции (участковыми уполномоченными, патрульно-постовой службой, дорожно-патрульной службой и др.) в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и приказом МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»; за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, исполнением ими возложенных судом обязанностей на основании ч. 6 ст. 79 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)