Диалогическая речь

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.

Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога.

Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание.

Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью.

Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога.

Диалог представляет собой цепь реплик, которые порождаются в процессе общении двух или нескольких лиц, поэтому в диалогической речи наиболее ярко проявляется функция речи как средства общения. Диалогическая речь характеризуется эмоциональностью, употреблением междометий, вводных элементов, обращений, формул, речевого этикета. В ней кроме вопросительных и повествовательных предложений широко используются восклицательные предложения. В процессе общения диалогическая речь – это чаще всего неподготовленная, ситуативно обусловленная речь.

Интересно
Ход развития устной речи идет от упражнений в диалоге к формированию навыков связной монологической речи. Монологическая речь обладает большими возможностями в выборе языковых средств для передачи мысли. Монолог характеризуется последовательностью, полнотой, завершенностью мысли, развернутостью высказываний, сложностью синтаксических конструкций.

В отличие от диалога, монолог, как правило, бывает адресован не одному человеку, а многим. Следовательно, монолог должен быть составлен очень тщательно, чтобы он был понятен любому слушателю.

Обучение связной речи целесообразно начинать с диалога, поскольку именно эта форма общения является наиболее естественной в детском возрасте.

Задача воспитателя – готовить ребенка к разговору по-русски в естественной речевой ситуации, к разговорной речи, т.е. к речи в условиях непосредственного общения, когда «существует неподготовленность речевого акта, непринужденность речевого акта и непосредственное участие говорящих в речевом акте».

Согласно принципу речевой направленности, как целью, так и средством обучения должно являться практическое пользование языком, а принцип функциональности предполагает, что любая речевая единица, любая языковая форма используются в говорении. Обучение диалогу основано также на всех остальных принципах коммуникативного метода обучению говорению.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)