Государственный (общегосударственный) финансовый контроль

Общегосударственный финансовый контроль включает в себя контроль, осуществляемый президентом; законодательными органами власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и через специально созданные органы (контрольно-счетные органы); контроль исполнительными органами власти.

Президентский контроль в Российской Федерации осуществляется Контрольным управлением, которое контролирует ход реализации ежегодных Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и других программных документов главы государства, выполняет другие задачи.

Парламентский контроль включает в себя обсуждение основных направлений политики правительства, в том числе в области финансов; рассмотрение и утверждение бюджета, отчета о его выполнении; контрольную деятельность. Например, в Индии — это парламентские комитеты (государственной от- четности, бюджетных предложений, по делам государственных предприятий). В США такими органами, например, являются Бюджетное управление конгресса (БУК) и Главное контрольно-финансовое управление (ГКФУ).

Основное назначение БУК снабжать Конгресс, в том числе бюджетные комитеты, информацией по финансово-экономическим вопросам, анализировать исполнение финансовых программ. Ключевой функцией ГКФУ, как главного органа, контролирующего исполнение бюджета, является осуществление контроля за правительственными расходами. Этот орган пользуется определенной независимостью от обеих ветвей власти. В ряде стран (Австрия, Германия, Испания, Франция, др.) в качестве независимого органа государственного финансового контроля выступают Счетные палаты.

В России парламентский контроль (через деятельность различных комитетов и комиссий) осуществляет Совет Федерации и Государственная Дума. Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации на федеральном уровне представлена на рис. 9.7.

Органами внешнего государственного финансового контроля в России является Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов РФ.

Основной задачей Счетной палаты как высшего органа внешнего государственного ауди- та (контроля) является организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; оценка эффективности предоставления налоговых льгот, преимуществ; другие задачи.

Финансовый контроль в системе исполнительных органов власти в Российской Федерации осуществляют федеральные службы, деятельность которых контролирует Минфин России, а также Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая находится в ведении Правительства Российской Федерации.

Особым статусом обладает Банк России, который осуществляет в основном надзорные функции за деятельностью кредитных организаций. Росфиннадзор в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; осуществляет надзор за исполнением законодательства РФ в части организации финансово-бюджетного контроля и надзора, осуществляет другие полномочия.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, в том числе через свои территориальные органы.

Задачей предварительного контроля является предупреждение нецелевого и незаконного расходования бюджетных средств. Текущий казначейский контроль проводится в процессе исполнения бюджета и предусматривает проведение анализа оперативной информации об использовании бюджетных средств, данных текущей отчетности об исполнении бюджета.

Основными функциями Росфинмониторинга являются: контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; сбор, обработка, анализ и проверка информации об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю; выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Кроме того, Росфин-мониторинг осуществляет надзорные функции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействует с компетентными органами иностранных государств.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)