Государственное управление экономической безопасностью

Государственное управление экономической безопасностью — это непрерывный процесс субъект-объектных отношений, в процессе которого происходит выполнение управленческих функций, направленных на реализацию национальных интересов в экономической сфере.

Принципиальные особенности государственного управления экономической безопасностью предопределяются тем, что его функции обнаруживают следующие черты:

  • они являются специфическими, потому что главная цель управленческих воздействий — прежде всего своевременное прогнозирование, выявление, предотвращение и нейтрализация угроз национальным интересам в экономической сфере с привлечением специально создаваемых сил и средств;
  • они одновременно касаются интересов каждого человека, общества и государства и являются первоочередной управленческой проблемой, на решение которой направлены главные усилия субъектов государственного управления национальной безопасностью в процессе их деятельности.

В общем виде государственное управление экономической безопасностью есть последовательность осуществления определенных управленческих действий и управленческих решений, а именно:

  • анализ управленческой ситуации;
  • определение (уточнение) национальных интересов в экономической сфере;
  • выявление совокупности проблем, связанных с необходимостью реализации национальных интересов в экономической сфере;
  • установление множества национальных целей, направленных на решение указанных проблем;
  • разработка и принятие управленческих решений, направленных на достижение определенных национальных целей;
  • практическая реализация совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных управленческих воздействий на объект управления с целью прогнозирования, своевременного выявления, предотвращения и нейтрализации угроз устойчивому развитию человека, общества и государства в экономической сфере;
  • постоянный мониторинг состояния объекта управления, вызовов и угроз его функционированию с целью выявления новой проблемной ситуации.

В государственном управлении экономической безопасностью роль субъекта всегда выполняет тот или иной орган государственной власти, который, оценивая уровень угроз национальным интересам, разрабатывает комплекс мероприятий и принимает соответствующее государственно-управленческое решение о необходимых действиях. Поэтому любое решение указанного субъекта является государственным и определяет основания для возникновения, изменения или прекращения тех или иных управленческих отношений.

Соответственно, властные отношения, возникающие в процессе государственного управления экономической безопасностью, опираются на комплекс специальных средств и способов их использования, что должно обеспечить принятие тех или иных ценностей всеми членами общества.

Характерный признак управленческих решений, принимаемых субъектами государственного управления экономической безопасностью, состоит в их властной нормативности. Эти решения являются юридическими актами, которые пронизывают управленческую вертикаль и приводят в движение механизм правового регулирования, одновременно связывая поведение субъектов и объектов экономической безопасности в конкретной ситуации с теми нормами и социальными институтами, которые должны выполнять такие решения.

Интересно
Среди этих решений принципиально важные те, которые находят свое отражение в руководящих документах по вопросам обеспечения национальной безопасности (законах, концепциях, доктринах, стратегиях, программах). Эти разнообразные документы позволяют заключить, что субъект управления — это субъект, принимающий решения и направляющий поведение объектов, а также сами процессы или отношения, развивающиеся по необходимому вектору для достижения поставленных целей при помощи целенаправленного воздействия на них. В системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации субъект управления, прежде всего, должен обладать властью.

В социальных системах, в том числе и в системе обеспечения экономической безопасности, власть — это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия.

Власть — это влияние на характер и поведение людей путем воздействия на них. Осуществление власти всегда имеет в качестве конечной цели такое воздействие. Сущностью власти являются отношения руководства и подчинения. Система власти предполагает субординацию, то есть многоуровневое подчинение, находящее отражение в определенной иерархии.

Специфическая черта субъекта государственного управления в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации заключается в том, что такое управление имеет властный, волевой характер, поддерживаемый принудительной силой государства.

Особенностью элементов системы обеспечения экономической безопасностью является принадлежность их системе органов, реализующих в Российской Федерации исполнительную власть, сущностью которой — ее организующий и распорядительный характер. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в различных сферах, в том числе экономической, созидательной (то есть регулятивной) и охранительной деятельности.

Место элемента в структуре системы определяется его экономико-правовым статусом в сфере экономической безопасности.

В федеральный уровень разветвленной структурно-системной организации властного регулирования экономической безопасности входят Президент Российской Федерации, высший координирующий государственный орган в сфере экономической безопасности (Совет Безопасности Российской Федерации и др.), Правительство Российской Федерации, другие государственные органы, имеющие полномочия в сфере обеспечения экономической безопасности

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)