Организационные структуры и правовое обеспечение экономической безопасности региона

Создание грамотной организационной структуры обеспечения экономической безопасности на региональном уровне позволит не только предупредить угрозы экономической безопасности, но и значительно улучшит социально-экономическую ситуацию в регионе.

Такая структура должна быть построена на эффективном взаимодействии общества и органов власти. При этом консолидирующей основой такого взаимодействия должно стать грамотное распределение обязанностей и ответственности среди министерств и ведомств субъекта Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации подобную работу могут осуществлять:

  • региональные ведомства и министерства, отвечающие за экономическую безопасность;
  • органы исполнительной власти субъекта.

Правовое обеспечение экономической безопасности региона должно производиться с использованием федеральных законов. Кроме этого необходимо учитывать региональные концепции и стратегии в развитии социально-экономической сфере.

Представляется целесообразной разработка комплексных целевых программ и нормативно-правовых документов по обеспечению экономической безопасности регионов. Важно отметить, что на сегодняшний момент большинство региональных целевых программ так или иначе затрагивают вопросы экономической безопасности. Тем не менее термин «экономическая безопасность» в данных документах, как правило, не всегда фигурирует.

Интересно
В последние годы для создания действенной системы экономической безопасности в нашей стране было много сделано. Но подлинная комплексная безопасность, включающая в том числе и экономическую составляющую, невозможна без всемерного привлечения разнообразных институтов гражданского общества. Ведь современная Россия переживает ряд серьёзных социокультурных, экономических, внутри- и внешнеполитических проблем, для действенного решения которых необходимо задействовать институты гражданского общества.

В связи с этим актуален вопрос, приведет ли дальнейшее развитие институтов гражданского общества к позитивным изменениям в нашей стране в то время, когда Россия вынуждена участвовать в противостоянии с западным миром, или будет лишь способствовать дальнейшей политической деструкции и расколу общества, которое достигло невиданных со времен горбачевской перестройки масштабов.

Наша страна уже имела возможность на собственном опыте убедиться в опасности распространения деструктивных настроений в гражданском обществе, когда с гибелью Советского Союза со сцены сошла могучая историческая Россия, создававшаяся веками потом и кровью поколениями русских людей. Жизненно важно, чтобы часть гражданского общества современной России не повторила ошибок прошлых лет. Эта часть, как правило, лишь привыкла все брать от государства, ничего не желая отдавать взамен.

Поэтому вопрос о деятельности институтов гражданского общества представляется весьма актуальным именно в современную эпоху обострения общественных противоречий.

Для Г. В. Ф. Гегеля, создавшего самую обоснованную систему объективного идеализма, государство, как известно, обладало наивысшей ценностью. Гражданское общество было вторичным, некоей производной от государственных функций. Недаром мыслитель постулировал:

«Государство это шествие Бога в мире» и так писал в «Философии права»: «В гражданском обществе каждый для себя — цель, все остальное для него ничто».

Формат учебного пособия не позволяет чрезмерно вдаваться в теоретические нюансы. Поэтому отметим, что за все двести лет активного употребления термина «гражданское общество» это понятие чаще всего соотносилось с такими формами организации общественной жизни, как государство и семья. Семья как ячейка общества напрямую зависит от состояния экономики страны, но эта зависимость чаще всего обоюдна.

Часто при употреблении понятия «гражданское общество» явным или скрытым образом подразумевались различные формы общественного сознания и сферы и уровни регуляции жизни социума: экономика, право, политика, мораль. Это соотношение рассматривалось по объему и функциям гражданского общества, а также по его роли в жизни страны.

По своему объему гражданское общество или включает в себя все, кроме государства, понимаемого как аппарат управления (по Марксу), или даже не включает в себя семью (по Гегелю). Подчеркнем, что спектр мнений и точек зрения довольно широк и порой противоречив.

В целом гражданское общество призвано охватывать тот уровень политических и экономических отношений, который напрямую не регулируется государством. Чаще всего в современную эпоху гражданское общество рассматривается и исследуется в пику властному государственному аппарату.

К. Маркс отмечал: «Выражение «гражданское общество возникло в XVIII веке, когда отношения собственности уже освободились из античной и средневековой общности. Гражданское общество как таковое развивается только вместе с буржуазией; однако тем же именем всегда обозначалась развивающаяся непосредственно из производства и общения общественная организация, которая во все времена образует базис государства и прочей идеалистической надстройки».

Основная масса теоретических исследований постулирует, что уровень самостоятельности и независимости гражданского общества напрямую связан с уровнем благосостояния в стране: чем богаче в стране большинство граждан, тем более они, как части гражданского общества, независимы от государства. Но это может привести к печальным последствиям. Весьма показателен следующий факт: опыт истории свидетельствует, что богатые люди чаще всего в часы опасности для Отечества думают лишь о спасении собственных «кошелька и жизни». Тому можно найти массу примеров хотя бы в художественной литературе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)