Государственное регулирование деятельности ЦБ РФ

В соответствии с Конституцией и ФЗ о ЦБР за результаты кредитно-денежной политики ЦБ и Правительство отвечают совместно. Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства. Председатель Банка России или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики. Министр финансов и Министр экономического развития и торговли участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Банк России и Правительство информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации. Но ни Правительство, ни Президент не вправе давать распоряжения ЦБ. Он подчиняется только ФЗ и подотчетен Государственной Думе и Национальному банковскому совету.

Государственная Дума:

  • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ;
  • назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;
  • направляет и отзывает представителей Государственной Думы в НБС в рамках своей квоты;
  • рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
  • рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
  • принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
  • проводит парламентские слушания о деятельности Банка России;
  • заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики);
  • Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту РФ информацию в порядке, установленном федеральными законами.

Президент и Правительство участвуют в формировании Национального банковского совета, который создается в соответствии с новой редакцией ФЗ о ЦБ РФ.

Национальный банковский совет – коллегиальный орган Банка России. Его численность составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации из числа членов СФ, трое – Государственной Думой из числа депутатов ГД, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. В состав НБС входит также Председатель Банка России. Члены НБС, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность. Председатель НБС избирается из числа членов НБС большинством голосов. Решения НБС также принимаются большинством при кворуме в 7 человек. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании НБС является решающим. НБС заседает не реже одного раза в квартал, о чем члены НБС уведомляются заранее. В компетенцию Национального банковского совета входит:

1. рассмотрение годового отчета Банка России;

2. утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года:

  • общего объема расходов на содержание служащих Банка России;
  • общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;
  • общего объема капитальных вложений;
  • общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;

3. утверждение при необходимости дополнительных расходов на указанные цели;

4. рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ;

5. рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

6.решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;

7. назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;

8. ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России;

9. определение аудиторской организации – аудитора годовой финансовой отчетности ЦБ РФ;

10. утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

11. внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБ РФ, его структурных подразделений и учреждений;

12.  утверждение по предложению Совета директоров порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;

13.  утверждение по предложению Совета директоров отчета о расходах Банка России на содержание служащих Банка России и прочие административно-хозяйственные нужды.

Наличие коллегиальных контрольных органов в целом не ограничивает независимость ЦБ РФ, которая имеет несколько направлений.

Он обладает, прежде всего, институциональной независимостью. Он является самостоятельным органом государственной власти, который выполняет одну из исключительных федеральных функций. Он не входит в систему исполнительной, законодательной и судебной власти и осуществляет свои функции независимо от них. ЦБ наделен правом оспаривать в суде акты государственной власти, нарушающие его независимый статус либо касающиеся вопросов его компетенции.

ЦБ РФ обладает функциональной независимостью. Только он в состоянии выполнять функции по проведению кредитно-денежной политики. Банк России обладает рычагами по ее проведению в жизнь и он свободен в выборе мер по ее проведению. Направления кредитно-денежной политики утверждаются НБС и Думой. Но в непредсказуемых ситуациях ЦБР может принимать оперативные решения самостоятельно.

ЦБ РФ обладает имущественной независимостью, значительно более высокой, чем многие даже частные организации, хотя является не собственником, а всего лишь титульным владельцем закрепленного за ним имущества.

ЦБ РФ обладает инструментальной независимостью и вправе осуществлять банковскую деятельность по своему усмотрению, хотя ФЗ о ЦБ РФ устанавливает ограничения на проведение некоторых видов банковских операций.

ЦБ РФ обладает высокой бюджетной независимостью, т.е. независимостью от бюджетного финансирования и иных финансовых решений государственных органов. Он имеет собственную доходную базу, передает государству фиксированную долю в прибыли. Закон о ЦБ РФ содержит также прямые ограничения на принятие решений о финансировании дефицитов бюджетов. Это позволяет ЦБ РФ противостоять Правительству в случаях, когда оно проводит инфляционную финансовую политику.

Можно отметить также высокую финансовую независимость ЦБР в принятии решений по использованию заработанных средств. Эта независимость в настоящее ограничена, поскольку все сметы расходов и отчеты отныне будут утверждаться НБС, который может назначить также аудиторскую проверку ЦБР. Проверку деятельности вправе назначить также и Государственная Дума РФ, дав соответствующее поручение Счетной палате. Однако, все решения утверждаются на основе предложений СД Банка России. Контрольные органы должны проверять соответствие нормативных актов ЦБ РФ ФЗ.

Важным аспектом независимости ЦБР является его кадровая независимость. ФЗ о ЦБ РФ четко прописывает структуру его руководящих органов и их компетенцию, порядок назначения руководящих работников и их снятия с должностей ЦБ РФ. Этот порядок не позволяет оказывать на руководителей ЦБ РФ непосредственное давление.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года большинством голосов. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент не позднее, чем за 3 месяца до истечения полномочий действующего Председателя. В случае досрочного освобождения от должности Президент представляет кандидатуру на должность Председателя Банка России в двухнедельный срок со дня отставки. При отклонении предложенной кандидатуры Президент в течение 2 недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более 2 раз. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более 3 сроков подряд.

Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента только в следующих случаях:

  • истечения срока полномочий;
  • невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
  • подачи личного заявления об отставке;
  • совершения уголовно наказуемого деяния, при наличии вступившего в силу приговора суда;
  • нарушения федеральных законов, которые регулируют деятельность Банка России.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России, т.е. получают за это заработную плату. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на 4 года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ.

Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, депутатами органов местного самоуправления, государственными служащими, а также членами Правительства РФ. Они не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях. Члены Совета директоров освобождаются от должности:

  • по истечении срока полномочий – Председателем Банка России;
  • до истечения срока полномочий – Думой по представлению Председателя Банка России.

Таким образом, государственное регулирование деятельности ЦБ РФ основывается на Конституции и ФЗ, которые позволяют обеспечить независимость ЦБ РФ в сочетании с установленными формами контроля над его деятельностью, в основном со стороны выборных, представительных органов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)