Государственная регистрация банка и лицензирование банковской деятельности

Все создаваемые в Российской Федерации кредитные организации как юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации. Для того чтобы получить право заниматься банковской деятельностью, они должны получить лицензии на осуществление банковских операций. Государственная регистрация кредитных организаций и лицензирование их деятельности – важнейшая составная часть системы банковского регулирования во всех рыночных странах. Целью регистрации и лицензирования является предотвращение выхода на рынок финансово неустойчивых, подверженных высоким рискам организаций с сомнительной репутацией учредителей.

В Российской Федерации требования к учредителям кредитные организации и ее руководящим работникам установлены Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Учредителями кредитной организации может выступать широкий круг физических и юридических лиц, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством. Юридическое лицо не может являться учредителем при наличии задолженности перед бюджетами всех уровней, независимо от имеющейся отсрочки по ее уплате. Юридическое лицо – учредитель должно иметь устойчивое финансовое положение, обладать достаточными средствами для внесения в уставной капитал, действовать в течении трех лет.

В Российской Федерации государственную регистрацию кредитных организаций осуществляет Банк России, он ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Банк России выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и ведет реестр выданных лицензий, который публикуется в «Вестнике Банка России».

Общий порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности определен Законом РФ «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. Детально процедура регистрации кредитных организаций регламентирована Инструкцией ЦБ РФ «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» от 23 июля 1998 г № 75-И.

Для государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций ее учредители не позднее чем через месяц после подписания учредительного договора и утверждения устава общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью либо после подписания договора о создании и утверждения устава акционерного общества представляют в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации вместе с сопроводительным письмом на имя его руководителя следующие документы:

  • заявление с ходатайством о государственной регистрации и выдаче лицензии на имя руководителя Банка России с приложением бизнес-плана кредитной организации. Заявление подписывается Председателем Совета директоров кредитной организации или другим лицом, уполномоченным общим собранием учредителей;
  • учредительный договор (если банк создается в форме ООО), который должен быть подписан всеми учредителями кредитной организации с указанием их местонахождения, почтового адреса и банковских реквизитов (для учредителя кредитной организации необходимо указать банковский идентификационный код и номер корреспондентского счета);
  • устав кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей. К уставу кредитной организации в форме АО прилагается список акционеров;
  • бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) и протокол общего собрания учредителей;
  • свидетельство об уплате государственной пошлины (сбора) за регистрацию кредитной организации (копия платежного поручения);
  • данные об учредителях — юридических лицах: копии свидетельств об их государственной регистрации, балансы и отчеты о прибыли и убытках за три последних года, аудиторские заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей, подтверждения выполнения учредителями – юридическими лицами обязательств перед бюджетами всех уровней;
  • документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями – физическими лицами в уставный капитал кредитной организации. Документы (декларации о доходах и др.) должны быть заверены органами Министерства по налогам и сборам Российской Федерации;
  • анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов, главного бухгалтера и его заместителя;
  • список руководителей кредитной организации.

При принятии положительного решения о государственной регистрации кредитной организации и подписании свидетельства Банк России (Департамент лицензирования деятельности кредитных организаций и их финансового оздоровления) не позднее рабочею дня, следующего за днем подписания свидетельства о государственной регистрации:

  • ставит на титульном листе каждого из представленных экземпляров учредительных документов кредитной организации штамп с указанием даты государственной регистрации и се регистрационного номера;
  • вносит сведения о государственной регистрации кредитной организации в Книгу государственной регистрации кредитных организаций;
  • направляет учредителям сообщение о государственной регистрации кредитной организации;
  • направляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, по два экземпляра свидетельства о государственной регистрации и ее учредительных документов.

Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России».

Банк России вправе отказать в государственной регистрации кредитной организации по основаниям, указанным в ст. 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». К таким основаниям относятся:

  • несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
  • неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих требований перед бюджетами всех уровней за последние три года;
  • несоответствие документов, поданных для государственной регистрации, требованиям федеральных законов;
  • несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов Совета директоров (Наблюдательного Совета) квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными актами Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть мотивировано и сообщено учредителям кредитной организации в письменной форме.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)