Европейский банк реконструкции и развития

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – международная организация, созданная на основе Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40 стран – все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, пет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут быть, помимо европейских стран, члены МВФ. На 1 января 1999 г. акционерами ЕБРР являлись 60 стран (в том числе все европейские страны), а также ЕЭС (ныне ЕС) и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус, привилегии и иммунитеты ЕБРР определены в Соглашении о штаб-квартире между правительством Великобритании и Северной Ирландии и ЕБРР, подписанном после начала операций ЕБРР 15 апреля 1991 г.

Главная задача ЕБРР – содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. ЕБРР активно поощряет развитие частных коммерческих и промышленных предприятий. Он обязан не менее 60% своих ресурсов направлять в негосударственный сектор. При этом предоставление государственных гарантий по таким проектам не требуется, и они осуществляются исключительно на основе расчетов окупаемости и с учетом степени риска. Другими словами, при реализации операций в частном секторе ЕБРР действует как коммерческий банк, готовый брать на себя высокий риск.

Банк принимает к рассмотрению проекты, поступающие из любых источников. Важнейшим условием при рассмотрении поступающего обращения, которое определяет дальнейшую судьбу такого проекта, является качество предоставленных материалов и их соответствие мировым стандартам в области проектного финансирования. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Важным аспектом деятельности ЕБРР являются подготовка управленческих кадров и повышение квалификации специалистов во всех странах и на разных уровнях. Поэтому обучение положено в основу деятельности ЕБРР и осуществляется при выполнении почти всех его проектов. В рамках этих усилий в 1992 г. по инициативе ЕБРР и других пяти международных организаций-спонсоров (МВФ, МБРР, БМР, ЕС и ОЭСР) был открыт Объединенный венский институт для оказания помощи постсоциалистическим странам в подготовке банковских и хозяйственных кадров, способных работать в условиях рыночной экономики.

Организационная структура ЕБРР. Руководство деятельностью ЕБРР осуществляют Совет управляющих, Совет директоров и Президент. Совет управляющих – высший распорядительный орган ЕБРР – включает по 2 представителя (управляющего и его заместителя) от каждого участника банка (страны или международной организации). По желанию члена ЕБРР представляющий его управляющий или его заместитель может быть отозван в любой момент. Заместитель может принимать участие в голосовании только в отсутствие управляющего. На ежегодном заседании Совет избирает одного из управляющих в качестве председателя, который исполняет обязанности до избрания следующего председателя. Совет директоров – главный исполнительный орган, в компетенции которого находятся текущие вопросы работы ЕБРР, а также осуществление важных полномочий, делегированных Советом управляющих. Совет директоров состоит из 23 членов: 11 директоров избираются управляющими от стран – членов ЕС, ЕИБ и собственно ЕС; 4 директора – от стран Центральной и Восточной Европы, имеющих право на получение помощи от ЕБРР; 4 директора – остальных европейских стран; 4 директора от неевропейских стран. Директора переизбираются каждые три года. Для наличия кворума на заседании Совета директоров необходимо простое большинство, но не менее 2/3 общего количества голосов членов ЕБРР. Число голосов каждого члена равно количеству акций, которые он подписался. Квота Российской Федерации в уставном капитале ЕБРР составляет 4% (на долю СССР приходилось 6%). По договоренности с соответствующими странами Директорат РФ представляет в ЕБРР интересы Республики Беларусь (квота в капитале 0,2%), а с апреля 1993 г. и Таджикистана (квота 0,1%).Президент ЕБРР избирается на 4 года Советом управляющих большинством голосов от общего числа управляющих, представляющих не менее половины от общего числа голосов.

Формирование ресурсов ЕБРР.

  1. Сначала разрешенный к выпуску акционерный капитал ЕБРР в 10 млрд. ЭКЮ делился на 1млн. акций с номиналом 10 000 ЭКЮ каждая, в том числе оплачиваемые акции и акции, подлежавшие оплате по требованию. В апреле 1997 г. вступило в силу решение об удвоении капитала ЕБРР до 20 млрд. ЭКЮ. Сумма оплачиваемых акций составляла 3млрд. ЭКЮ или 30% разрешенного к выпуску акционерного капитала, 70% акций – неоплаченные и могли быть востребованы, когда это необходимо для оплаты обязательств ЕБРР;
  2. привлеченные заемные средства;
  3. средства, полученные в счет погашения займов или гарантиям, а также выручка от реализации инвестиций в акционерный капитал;
  4. прочие средства и доходы ЕБРР, не являющиеся частью ресурсов фондов технического и инвестиционного сотрудничества. Из обычных ресурсов ЕБРР предоставляет кредиты на реализацию рентабельных проектов развития.

Фонды технического сотрудничества представлены специальными фондами (Балтийский специальный фонд технического действия, Специальный фонд технического сотрудничества мелких предприятий России, Специальный фонд технического сотрудничества ЕБРР), фондами отдельных проектов и фондами отдельных стран-доноров. Цель этих фондов-оказание технического содействия в подготовке и реализации проектов, оказание консультационных услуг и подготовка кадров.

Фонды инвестиционного сотрудничества представлены фондами Австрии, Италии и Норвегии для Боснии и Герцеговины, фондом Норвегии для Восточной Словении, фондом содействия энергосбережению в Румынии Европейского Сообщества и Японским фондом постконфликтной поддержки. Цель этих фондов оказание содействия в реализации проектов, включая поста товаров, работ и услуг.

Кредитно-инвестиционная политика ЕБРР. В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного секторов, переходящих на рыночные методы хозяйствования:

  1. предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие производства;
  2. инвестирование в капитал;
  3. гарантированное размещение ценных бумаг;
  4. облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания содействия в других формах;
  5. размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование;
  6. предоставление займов (включая совместное финансирование) и оказание технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том числе природоохранные программы).

Финансовый сектор. ЕБРР сочетает консультативные услуги, направленные на разработку общей стратегии и программ развития финансового сектора, с целевыми инвестициями в учреждения, способные выполнять функции банков в условиях свободной рыночной экономики. Во многих странах Банк занимается вопросами кредитования мелких и средних предприятий, которые не могут получить средства от более крупных иностранных банков или инвесторов. ЕБРР участвует в первоначальном капитале Банка проектного финансирования в Москве. ЕБРР начал активное осуществление проектов, связанных с модернизацией действующих энергетических мощностей и рационализацией использования энергии потребителями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)