Международный Валютный Фонд

МВФ (INTERNATIONAL MONETARY FUND, IMF) предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем оставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы.

МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. СССР принял участие в Бреттонвудской конференции, однако, в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом не ратифицировал Статьи Соглашения о МВФ.

По мере эволюции мировой валютной системы, а также трансформации деятельности МВФ Статьи Соглашения трижды пересматривались. Первая серия поправок (1968-1969 гг.) связана с образованием механизма СДР, вторая (1976-1978 гг.) определила основные принципы Ямайской валютной системы, сменившей Бреттон-Вудскую валютную систему, третья поправка (1990-1992 гг.) предусматривала введение санкций в виде приостановки права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед Фондом. В 1999 г. (январь) число стран – членов МВФ составляло 182. Россия стала членом с 1 июня 1992 г., остальные страны СНГ и Балтии – в период с апреля по сентябрь 1992 г. (Таджикистан – в апреле 1993 г.).

Высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте и любое время. Решения в Совете управляющих обычно принимаются большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим операционный либо стратегический характер, – «специальным большинством» (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов).

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее развитым государствам.

Согласно действующему с 1978 г. уставу Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления – Совет на уровне министров стран-членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной системы. Однако он пока не создан, и его роль играет Временный комитет Совета управляющих по вопросам мировой валютной системы, состоящий из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и учрежденный в 1974 г.
Он собирается дважды в год. В отличие от предполагаемого Совета Временный комитет не имеет полномочий для принятия директивных решений. Совет управляющих делегировал многие свои полномочия Исполнительному совету, т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ. Исполнительный совет работает на постоянной основе штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда (на сентябрь 1998 г. – 2660 человек из 122 стран). Директор-распорядитель (с 1987 г.) – Мишель Камдессю (Франция; переизбран на третий срок с 16 января 1997г.), его первый заместитель (с 1994 г.) – Стэнли Фишер (США).

МВФ устроен по образцу акционерного предприятия: его капитал складывается из взносов государств- членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота – ключевое звено во взаимоотношениях стран-членов с Фондом – определяет:

  1. сумму подписки на капитал;
  2. возможности использования ресурсов Фонда;
  3. сумму получаемых страной – членом СДР при их очередном распределении;
  4. количество голосов страны в Фонде.

Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле с учетом следующих показателей: ВВП; объем текущих операций платежного баланса; официальные золотовалютные резервы. Поэтому квоты распределяются неравномерно. До 1978 . до 25% квот оплачивались золотом, ныне – резервными активами (СДР и конвертируемыми валютами); 75% – национальной валютой.

Пересмотр квот производится не реже одного раза в пять лет. С 1947 по 1999 г. квоты пересматривались 11 раз. 30 января 1998 г. Совет управляющих МВФ в завершение одиннадцатого пересмотра квот стран-членов принял решение об увеличении общей суммы квот на 45%. 22 января 1999 г. решение вступило в силу, в результате чего капитал Фонда возрос до 212 млрд. СДР (297 млрд. долл.). Россия по величине квоты в МВФ (5,9 млрд. или 8,3 млрд. долл.) занимает девятое место вслед за Канадой, нее приходится 2,8% общей суммы квот. Сумма квот стран СНГ и Балтии – 4,46% (9,5 млрд. СДР, или 13,3 млрд. долл.).

В дополнение к собственному капиталу МВФ привлекает заемные средства. Страны, входящие в «группу десяти», или их центральные банки (Бельгия, Италия, Канада, Немецкий федеральный банк, Нидерланды, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты, Франция, Шведский государственный банк, Япония), заключили с Фондом Генеральные соглашения о займах (ГСЗ), вступившие в силу с 24 октября 1962 г. В 1964 г. к ним присоединился в качестве ассоциированного члена Швейцарский национальный банк (с апреля 1984 г. участвует в полном объеме). ГСЗ предусматривали открытие странами участницами или их центральными банками кредитных линий Фонду на возобновляемой основе на сумму до 6,5 млрд. СДР (8,8 млрд. долл.). Средства предоставляются в тех случаях, когда нужно «предотвратить или устранить расстройство мировой валютной системы». МВФ, в свою очередь, может предоставлять займы на 3-5 лет любым странам – участницам ГСЗ. Эти средства могут использоваться для оказания финансовой помощи и странам, не являющимся участниками ГСЗ, однако при соблюдении строгих критериев. МВФ платит проценты по кредитам, полученным им в рамках них соглашений, и обязуется погашать их в течение пяти лет.

В связи с возросшей потребностью в ресурсах для противодействия финансовым кризисам «семерка» предложила в июне 1995 г. осуществить меры, которые позволили бы удвоить кредитный лимит в рамках ГСЗ. Исполнительный совет МВФ 27 января 1997 г. одобрил Новые соглашения о займах, НСЗ, участниками которых стали 25 государств или центральных банков. В соответствии с этими соглашениями Фонд может получать от этих государств при необходимости средства в размере до 34 млрд. СДР (около 47 млрд. долл.). Новые соглашения не заменяют собой ГСЗ. Однако максимальная величина средств, доступных Фонду в рамках обоих механизмов, не должна превышать в общей сложности 34 млрд. СДР. При необходимости обеспечения МВФ дополнительными ресурсами ГСЗ призваны выступить в роли первою по очередности и главного по объему источника этих ресурсов.

МВФ представляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а значит для кредитования бюджетных расходов правительств.

В уставе Фонда для характеристики его кредитной деятельности используются два понятия:

  1. сделка – предоставление валютных средств странам из его собственных ресурсов;
  2. операция – оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. Управление собственными и привлеченными средствами осуществляется раздельно. МВФ производит кредитные операции только с официальными органами – казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку или заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредитов главным образом страны с неконвертируемыми или не используемыми в международных расчетах валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты «под залог» соответствующих сумм национальных валют, поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами – эмитентами этих валют.

МВФ претендует на исполнение «центральной роли» в урегулировании кризиса внешней задолженности развивающихся стран. Фонд взял на себя оказание финансовой поддержки операций по сокращению объема задолженности развивающихся стран частным коммерческим банкам, а также выплат по ее обслуживанию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)