Государственная политика

Затронув тему государственной политики в отношении банков, Президент В.В.Путин высказался за снижение административного регулирования в этой сфере, но только параллельно с повышением банками уровня внутреннего контроля. “Разгружая банки от внешних проверок и отчетов, мы вправе рассчитывать на большую открытость банковских учреждений, на лучшее качество их работы”, — отметил он.

19 декабря 2006 года состоялось очередное заседание Национального банковского совета (НБС), на котором была утверждена концепция реформирования государственных банков. Предполагалось сокращение доли государства в банковском секторе и более эффективное его участие в тех банках, доля участия в которых государства составляет не менее 50 %.

Ключевой вопрос концепции реформирования государственных банков — поэтапный выход государства из их уставного капитала. В первую очередь речь идет о двух крупнейших кредитных организациях России — Сбербанке и ВТБ. НБС принял решение, что в среднесрочной перспективе доля государства в их капитале составит около 50 %, а затем в течение 5–7 лет сократится до блокирующих пакетов: 25 % + 1 акция.

Принимая решение о сокращения доли государства в уставных капиталах Сбербанка и Внешторгбанка, НБС не возражал против сохранения участия государства в капитале других государственных банков, выполняющих специализированные функции. Таких банков в России три — Внешэкономбанк СССР, РосБР и Росэксимбанк.

Их планировалось объединить в Банк внешнеэкономической деятельности и развития РФ. Задача новой организации — рефинансирование коммерческих банков под конкретные программы. Например, под кредитование крупных инфраструктурных проектов, инновационных проектов или малого и среднего бизнеса. Замысел НБС состоял в том, чтобы это финансирование осуществлялось на рыночной основе, в том числе на основе возвратности денег и разделении рисков между государством и коммерческими банками.

Таким образом, отбирать проекты будет не государство (т. е. чиновники правительства или Центробанк), а специалисты, обладающие необходимым опытом работы и заинтересованные в том, чтобы финансирование шло на реально эффективные проекты.

В 2007 году присутствие государства в экономике только увеличилось — за счет специализированных государственных корпораций. К этому время были созданы или находились в процессе создания следующие организации:

  • Государственная корпорация “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)” (далее — Внешэкономбанк);
  • Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее — “Олимпстрой”).
  • Государственная корпорация “Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (далее — ФСР ЖКХ).
  • Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом” (далее — “Росатом”).
  • Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции “Ростехнологии” (далее — “Ростехнологии”).

Лекарства для льготников будет скоро распределять особая госкорпорация с мудреным названием “Фармацевтический логистический комплекс”, строить дороги — “Росавтодор”. В правительственных кругах популярна идея введения монополии на торговлю алкоголем и создания корпорации по продаже самого популярного национального продукта — водки.

4 июля 2007 г. Государственная Дума приняла закон о создании ГК “Роснанотех”, которая будет заниматься развитием нанотехнологий. Корпорация наделена исключительными правами: она не подотчетна органам власти, ее нельзя признать банкротом, она не отвечает по долгам России, а Россия не несет ответственности по ее долгам.

Ко всему сказанному выше стоит добавить, что “Роснанотех” сможет открывать счета за границей и переводить туда средства. Главу корпорации назначает Президент РФ. Глава “Роснанотеха” входит в наблюдательный совет, где кроме него присутствуют еще восемь членов. Троих назначит Президент РФ троих — Правительство РФ, а оставшихся двоих определяют Госдума и Совет Федерации. В течение трех лет на развитие нанотехнологий будет выделено около 200 млрд. рублей (7 млрд. долларов).

Интересно
Главный вдохновитель и организатор российского нанопроекта директор Курчатовского института, вице-президент РАН М.В.Ковальчук любит сравнивать свое детище с атомным проектом СССР 1940-х годов. Общее с тем технологическим прорывом у нанотехнологий лишь одно: эта наука тоже имеет дело с атомами, только теперь они используются не в качестве взрывчатки, а строительного материала.

Но главная разница в том, что для развития нанотехнологий, как говорят сами ученые, требуется совсем другая организация науки и производства. Представленный российским правительством нанотехнологический проект не имеет ясной конечной цели. И для его развития нужна не только единая мощная государственная структура, но и конкурентная среда из сотен научных групп и производственных предприятий.

В финансовом секторе экономики России первой государственной корпорацией (далее — ГК) было Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), созданное в 1999 году для финансового оздоровления проблемных банков. В 2004 году АРКО упразднили по причине того, что оно выполнило возложенные на него Правительством и Центральным банком задачи.

В 2003 г. появилось вторая ГК — Агентство по страхованию вкладов (АСВ). В отличие от иных гражданско-правовых форм порядок создания, полномочия, цели деятельности и структура организации АСВ, как государственной корпорации, определяются исключительно федеральным законом N177-ФЗ “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации”.

Учредителем страховщика вкладов населения является государство — Российская Федерация — как субъект, обладающий публичной властью, делегирующий часть своих полномочий вновь созданному юридическому лицу — АСВ.

В соответствии с данным законом АСВ:

  • организует учет банков (ведет реестр банков- участников системы страхования вкладов);
  • осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов;
  • осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам.

Высшим органом управления АСВ является совет директоров Агентства, в состав которого входят 13 членов — семь представителей Правительства РФ, пять представителей Центрального банка и генеральный директор АСВ. Члены правления АСВ, за исключением генерального директора АСВ, назначаются на должность сроком на пять лет советом директоров АСВ по предложению генерального директора АСВ.

Генеральный директор АСВ может быть освобожден от должности советом директоров АСВ а по представлению председателя совета директоров Агентства в случаях:

  1. истечения срока своих полномочий;
  2. подачи личного заявления об отставке;
  3. совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вердиктом суда, вступившим в законную силу;
  4. нарушения федеральных законов, которые регулируют отношения, связанные с деятельностью АСВ.

За 5 лет своего существования АСВ трижды повышало сумму страхового возмещения. Сразу после принятия закона “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” эта сумма составляла 100 тысяч рублей; по состоянию на середину 2008 года — 400 тысяч рублей, а с октября 2008 г. — 700 тыс. рублей.

По итогам 2007 года объем вкладов физических лиц в российских банках — участниках Системы страхования вкладов увеличился на 35,6 % — до 5,132 трлн. рублей. Фонд страхования вкладов АСВ в начале 2008 года достиг 29,2 миллиарда рублей. Ежеквартальный прирост фонда за счет поступлений от банков, участвующих в системе страхования, составляет порядка 4,5 млрд. рублей.

Первый страховой случай возник 21 июля 2005 года после отзыва лицензии на осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте у участника ССВ — коммерческого банка “Международный банк экономического развития” (МБЭР). Причиной отзыва лицензии МБЭР, по данным Центробанка, послужила крупная недостача средств в кассе банка, выявленная в ходе проверки.

Интересно
Инспекторы недосчитались 89,2 млн. руб., что составило 51 % от общей суммы его активов. Со второй кредитной организацией, “Роскомветеранбанком”, ситуация выглядит довольно анекдотичной. Центральный банк отозвал у этой кредитной организации лицензию 26 января 2006 года. 1 февраля АСВ объявило о выплате страховых сумм.

Общий объем вкладов составил 267 тыс. рублей, сумма страхового возмещения — около 147 тыс. рублей. Ни один из 20 вкладчиков “Роскомветеранбанка” за возмещением вклада не явился, несмотря на то, что всем им, помимо уведомления через СМИ, были разосланы персональные сообщения.

Всего на 2006 год пришлось девять страховых случаев, по которым АСВ следовало выплатить страховое возмещение 2,5 тыс. вкладчиков на общую сумму 32 млн. руб. Массовые демонстрации “обманутых” вкладчиков под лозунгом: “Верните наши деньги! — стали невозможными по причине страховой защиты банковских депозитов.

Принципиальное отличие госкорпораций от государственных унитарных предприятий заключается в выводе госкорпорации даже из-под формального контроля государственных органов.

В частности, госкорпорации не обязаны отчитываться перед госорганами о своей деятельности, за исключением ежегодного представления правительству России годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, некоторых иных документов.

Любые другие федеральные органы государственной власти, включая Минюст, налоговую и таможенную службу, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в их деятельность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)