Гарантии, льготы и компенсации военнослужащих
В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (п. 2 ст. 1) в связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации.
Следует указать, что льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим, могут устанавливаться различными нормативными правовыми актами Российской Федерации: федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и др.
Реализация льгот, гарантий и компенсаций, установленных военнослужащим, возлагается в соответствии с законодательством на органы государственной власти, органы военного управления и органы местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий.
Гарантии, льготы и компенсации военнослужащих рассматриваются как отдельные институты, взаимосвязанные между собой, а также как соотносимые понятия.
- Гарантии военнослужащих. Следуя нормам международного права, Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность государства проводить политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Конституции Российской Федерации закреплены основные направления социальной политики нашего государства, одним из которых является установление гарантий социальной защиты (ч. 2 ст. 7). По своей природе гарантии являются чаще всего юридическими гарантиями, хотя они могут быть и организационными, и экономическими, и политическими.
Основной смысл назначения юридических гарантий — это создание таких государственных институтов, которые бы защищали и охраняли права и свободы граждан от каких бы то ни было посягательств. Механизм реализации гарантий зависит от ряда условий.
Во-первых, это компетентность органов государства, выражающаяся, прежде всего, в решении вопросов, возникающих в связи с обладанием конституционным правом, и особенно с его реализацией. Во-вторых, это установление ответственности как должностных лиц, так и граждан за ненадлежащую реализацию прав и свобод и, напротив, за допущение при этом злоупотреблений. В-третьих, это процедурно-процессуальный порядок защиты и восстановления ущемленных и нарушенных прав.
Гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции Российской Федерации). Конституция Российской Федерации отводит Президенту Российской Федерации особую роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в Российской Федерации.
Кроме этого, функция правовой защиты реализуется в процессе деятельности компетентных органов государственной власти, местного самоуправления, исполнительной власти, в том числе и военного управления, по созданию и приведению в действие свобод и обязанностей, а также льгот, гарантий и компенсаций, вытекающих из особенностей военной службы.
Юридические гарантии — это условия и средства, закрепленные в Конституции Российской Федерации, законах и иных правовых актах, обеспечивающие реальные возможности охраны и беспрепятственного осуществления (включая восстановление) прав, свобод, а также исполнения обязанностей военнослужащими.
Содержание и объем прав, обязанностей, ответственности военнослужащих зависят от того, находятся они при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или нет (ст. 7 УВС ВС РФ).
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет юридические факты (жизненные обстоятельства), когда военнослужащие, считаются исполняющими обязанности военной службы (п. 1 ст. 37). Перечень юридических фактов (жизненных обстоятельств) является исчерпывающим.
Таким образом, законодатель гарантирует военнослужащим, что при наступлении юридических фактов (жизненных обстоятельств), перечисленных в п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», они будут считаться исполняющими обязанности военной службы. Этот факт весьма важен, так как находится во взаимосвязи с объемом льгот, компенсаций, предоставляемых военнослужащим, исполняющим обязанности военной службы.
Льготы и компенсации, установленные для военнослужащих в нормативных правовых актах, теряют свою значимость и ценность без гарантий, способных реализовать их.
Льготы военнослужащих. Под льготами понимаются предусмотренные государством преимущества, предоставляемые гражданам в связи с военной службой или выполнением иных воинских обязанностей, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей.
Основной целью института льгот является установление различных преимуществ военнослужащим в связи с ограничением в интересах государства их прав и свобод, установленных нормативными правовыми актами. С одной стороны, льготы тесно переплетаются с отдельными личными правами военнослужащих, а с другой — образуют самостоятельное субъективное право военнослужащих на льготы.
Институт льгот военнослужащим делится на две большие группы в зависимости от времени их действия:
1) временные льготы — предоставляются только в период прохождения военной службы (ограничиваются временем исполнения военной службы);
2) постоянные льготы — не ограничиваются временем исполнения военной службы, т. е. сохраняются в последующем для отдельных категорий граждан после прекращения военной службы.
Временные льготы. Льготы по проезду на транспорте. Военнослужащие имеют право на бесплатный проезд:
— железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы;
— на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси). Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на бесплатный перевоз до 20 тонн личного имущества в контейнерах с прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, — другими видами транспорта (за исключением воздушного).
В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн;
— на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно.
Льготы при приобретении проездных документов. Военнослужащий имеет право на приобретение проездных документов для себя и членов своей семьи на все виды транспорта вне очереди при следовании в служебную командировку, на новое место военной службы, а также к месту использования отпуска и обратно.
При этом военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, направляемый в служебную командировку, пользуется правом на бронирование и получение вне очереди места в гостинице по командировочному удостоверению.
Почтовые льготы. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеют право на бесплатную пересылку писем, отправляемых воинскими частями.
Жилищные льготы:
а) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, по месту военной службы на территории Российской Федерации предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи;
б) за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, направленными для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности и другие местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, занимаемые ими жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда бронируются, за исключением служебных жилых помещений, на все время их пребывания за пределами территории Российской Федерации или в указанных районах и местностях;.
в) за военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, курсантами военных образовательных учреждений профессионального образования сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий;
г) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы;
д) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
Льготы в области здравоохранения. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования обеспечиваются бесплатным санаторно-курортным лечением в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. Указанным военнослужащим при убытии в отпуск по болезни выплата в качестве дотации на лечение производится в размере 400 рублей.
Курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, воспитанники образовательных учреждений среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, оплачивают не более 30% стоимости путевки на военные туристские базы.
- Подзаконные акты в области водных отношений
- Военное право Франции
- Военное право Великобритании
- Военное право Германии
- Военное право США
- Международное воздушное и космическое право
- Понятие и принципы международного морского права
- Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. Гуманитарное право
- Военно-техническое сотрудничество
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу