Гарантии, льготы и компенсации военнослужащих

В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (п. 2 ст. 1) в связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации.

Особый характер обязанностей заключается в том, что они связаны с подготовкой к вооруженной защите и непосредственно с вооруженной защитой Российской Федерации от внешней агрессии. Этим объясняется и необходимость беспрекословного выполнения военнослужащими поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Следует указать, что льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим, могут устанавливаться различными нормативными правовыми актами Российской Федерации: федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и др.

Реализация льгот, гарантий и компенсаций, установленных военнослужащим, возлагается в соответствии с законодательством на органы государственной власти, органы военного управления и органы местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий.

Гарантии, льготы и компенсации военнослужащих рассматриваются как отдельные институты, взаимосвязанные между собой, а также как соотносимые понятия.

  1. Гарантии военнослужащих. Следуя нормам международного права, Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность государства проводить политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Конституции Российской Федерации закреплены основные направления социальной политики нашего государства, одним из которых является установление гарантий социальной защиты (ч. 2 ст. 7). По своей природе гарантии являются чаще всего юридическими гарантиями, хотя они могут быть и организационными, и экономическими, и политическими.

Основной смысл назначения юридических гарантий — это создание таких государственных институтов, которые бы защищали и охраняли права и свободы граждан от каких бы то ни было посягательств. Механизм реализации гарантий зависит от ряда условий.

Во-первых, это компетентность органов государства, выражающаяся, прежде всего, в решении вопросов, возникающих в связи с обладанием конституционным правом, и особенно с его реализацией. Во-вторых, это установление ответственности как должностных лиц, так и граждан за ненадлежащую реализацию прав и свобод и, напротив, за допущение при этом злоупотреблений. В-третьих, это процедурно-процессуальный порядок защиты и восстановления ущемленных и нарушенных прав.

Гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции Российской Федерации). Конституция Российской Федерации отводит Президенту Российской Федерации особую роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в Российской Федерации.

Кроме этого, функция правовой защиты реализуется в процессе деятельности компетентных органов государственной власти, местного самоуправления, исполнительной власти, в том числе и военного управления, по созданию и приведению в действие свобод и обязанностей, а также льгот, гарантий и компенсаций, вытекающих из особенностей военной службы.

Юридические гарантии — это условия и средства, закрепленные в Конституции Российской Федерации, законах и иных правовых актах, обеспечивающие реальные возможности охраны и беспрепятственного осуществления (включая восстановление) прав, свобод, а также исполнения обязанностей военнослужащими.

Содержание и объем прав, обязанностей, ответственности военнослужащих зависят от того, находятся они при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или нет (ст. 7 УВС ВС РФ).

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет юридические факты (жизненные обстоятельства), когда военнослужащие, считаются исполняющими обязанности военной службы (п. 1 ст. 37). Перечень юридических фактов (жизненных обстоятельств) является исчерпывающим.

Таким образом, законодатель гарантирует военнослужащим, что при наступлении юридических фактов (жизненных обстоятельств), перечисленных в п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», они будут считаться исполняющими обязанности военной службы. Этот факт весьма важен, так как находится во взаимосвязи с объемом льгот, компенсаций, предоставляемых военнослужащим, исполняющим обязанности военной службы.

Льготы и компенсации, установленные для военнослужащих в нормативных правовых актах, теряют свою значимость и ценность без гарантий, способных реализовать их.

Льготы военнослужащих. Под льготами понимаются предусмотренные государством преимущества, предоставляемые гражданам в связи с военной службой или выполнением иных воинских обязанностей, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей.

Основной целью института льгот является установление различных преимуществ военнослужащим в связи с ограничением в интересах государства их прав и свобод, установленных нормативными правовыми актами. С одной стороны, льготы тесно переплетаются с отдельными личными правами военнослужащих, а с другой — образуют самостоятельное субъективное право военнослужащих на льготы.

Институт льгот военнослужащим делится на две большие группы в зависимости от времени их действия:

1) временные льготы — предоставляются только в период прохождения военной службы (ограничиваются временем исполнения военной службы);

2) постоянные льготы — не ограничиваются временем исполнения военной службы, т. е. сохраняются в последующем для отдельных категорий граждан после прекращения военной службы.

Временные льготы. Льготы по проезду на транспорте. Военнослужащие имеют право на бесплатный проезд:

— железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы;

— на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси). Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на бесплатный перевоз до 20 тонн личного имущества в контейнерах с прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, — другими видами транспорта (за исключением воздушного).

В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн;

— на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно.

Льготы при приобретении проездных документов. Военнослужащий имеет право на приобретение проездных документов для себя и членов своей семьи на все виды транспорта вне очереди при следовании в служебную командировку, на новое место военной службы, а также к месту использования отпуска и обратно.

При этом военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, направляемый в служебную командировку, пользуется правом на бронирование и получение вне очереди места в гостинице по командировочному удостоверению.

Почтовые льготы. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеют право на бесплатную пересылку писем, отправляемых воинскими частями.

Бесплатно пересылаются письма, адресованные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по месту их военной службы, не взимается плата за досылку и возвращение почтовых посылок, адресованных им. Одежда граждан, призванных на военную службу, бесплатно отправляется почтовыми посылками.

Жилищные льготы:

а) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, по месту военной службы на территории Российской Федерации предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи;

б) за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, направленными для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности и другие местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, занимаемые ими жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда бронируются, за исключением служебных жилых помещений, на все время их пребывания за пределами территории Российской Федерации или в указанных районах и местностях;.

в) за военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, курсантами военных образовательных учреждений профессионального образования сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий;

г) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы;

д) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.

Льготы в области здравоохранения. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования обеспечиваются бесплатным санаторно-курортным лечением в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. Указанным военнослужащим при убытии в отпуск по болезни выплата в качестве дотации на лечение производится в размере 400 рублей.

Курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, воспитанники образовательных учреждений среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, оплачивают не более 30% стоимости путевки на военные туристские базы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)