Формы организации обучения на разных уровнях образования

Существуют разные формы и виды учебных занятий по психологии в высших и средних и средне-специальных учебных заведениях.

В этом отношении существуют определенные терминологические традиции для среднего и высшего образования, которые должен учитывать преподаватель.

Формы организации предполагают согласованную деятельность препо-давателя и учащихся, осуществляемую в определенном порядке и режиме.

История развития образования знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации:

  • индивидуальная форма (наиболее древняя форма);
  • индивидуально-групповая (в школах Средневековья, где объединялись дети разного возраста и разного уровня подготовки);
  • взаимного обучения (20 в. – беллланкастерская система в Англии, когда старшие дети учат младших);
  • дифференцированное обучение по способностям учащихся (начало 20 века – маннгеймская система, когда учащихся в зависимости от уровня развития распределяют по классам: на слабых, средних, сильных);
  • система индивидуализированного обучения (г. Дальтон США, так называемая система Дальтон-план. Здесь успех учебной деятельности зависит от приспособления темпа работы в школе к возможностям каждого ученика. Центральным в этой системе является самостоятельная учебная деятельность учащихся. Роль учителя – тактичное руководство. Классы заменялись учебными мастерскими, лабораториями. Учебные задания давались в начале года по каждому предмету. Годовые задания конкретизировались по месяцам, и учащиеся отчитывались в установленные сроки).

Наибольшее распространение получила и у нас, и за рубежом классно-урочная система обучения. Она возникла в 17-м веке и развивается более трех столетий. Теоретические основы ее разработал Я.А. Коменский.

Особенности классно-урочной системы как формы организации обучения любого предмета, в том числе и психологии, следующие:

  • постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
  • планирование обучения (каждый класс работает в соответствии с годовым планом);
  • учебный процесс осуществляется в виде взаимосвязанных, следующих друг за другом уроков;
  • монизм, т.е. каждый урок посвящается только одному предмету;
  • расписание;
  • вариативность деятельности (различные виды познавательной деятельности учащихся);
  • руководящая роль учителя.

Достоинства классно-урочной системы: строгая организационная структура, экономичность, коллективный характер деятельности, возможности взаимообучения, воспитательные воздействия. Недостатки классно-урочной системы: ориентация на среднего ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы.

Главным компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок – это элемент учебного процесса с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. Требования к уроку определяются социальным заказом, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Требования к уроку:

  1. Дидактические (образовательные): четкое определение целей и задач урока, оптимизация информационного наполнения урока, внедрение новейших технологий познавательной деятельности, творческий подход к формированию структуры урока, сочетание разнообразных форм, видов, методов, сочетание коллективной деятельности с самостоятельной работой, обеспечение обратной связи, контроль и управление.
  2. Воспитательные: определение воспитательных возможностей учебного материала, воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств, внимательное и чуткое отношение к учащимся; сотрудничество с учащимися, заинтересованность в их успехах.
  3. Развивающие: формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой активности, изучение и учет уровня развития детей, проектирование «зоны ближайшего развития», проведение уроков на «опережающем уровне» и т.д.

Рождение урока начинается с осознания и четкого определения цели (чего учитель хочет добиться), средств (что поможет учителю в достижении цели), наконец, способа достижения цели (как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута). Цель – это предполагаемый, заранее плани-руемый результат деятельности по преобразованию объекта. Основными элементами урока, которые отражают закономерности процесса обучения, являются: актуализация, формирование новых понятий и способов действий, применение усвоенного.

В реальном учебном процессе эти элементы выступают:

  • как этапы процесса обучения,
  • как обязательно присутствующие на каждом уроке обобщенные дидактические задачи,
  • как компоненты дидактической структуры урока.

Дидактическая структура урока выступает в виде общего предписания, общего алгоритма организации урока. Понятие «структура урока» означает его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Педагог сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания.

Мы предлагаем пример классической структуры уроков, которая включает 3 части:

  • организация работы (2–3 мин.);
  • главная часть (усвоение, формирование, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) – 35–40 мин.;
  • подведение итогов и задание на дом (2–3 мин.).

Как мы уже говорили выше, урок – это основная организационная форма обучения в средних, средне-специальных учебных заведениях.

Урок является вместе с тем педагогической единицей процесса обучения.

Содержание процесса обучения и воспитания, его направленность, а также основные принципы, методы и средства обучения и воспитания получают реальную конкретизацию и находят свое реальное воплощение в жизнь только в ходе урока. Каждый урок вносит свой вклад в решение задач, заложенных в данной теме, разделе, курсе.

Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала, включающего и данный урок. Начинающим педагогам необходимо писать подробные планы-конспекты. Это приучает осмысливать предстоящий урок во всех деталях его организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)