Формы организации воспитательного процесса, их классификация

Процесс воспитания как совместная деятельность учащихся и воспитателя, классного руководителя протекает в определенных и разнообразных организационных формах.

Выбор форм воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их воплощение в конкретном деле. Формы воспитания разнообразны и носят творческий характер, однако их можно упорядочить по определенным критериям.

Классификация форм воспитательной работы классного руководителя с коллективом учащихся.

Н.И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

  • словесные – собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;
  • практические – походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники и др.;
  • наглядные – выставки, витрины, стенды, стенные газеты и др.

Формы воспитательной работы можно классифицировать по видам деятельности (познавательная, трудовая, ценностно-ориентировочная, художественная, спортивная, досуговая) в соответствии с которыми выделяют и наиболее оптимальные формы ее организации (табл. 8.4).

По времени проведения формы можно разделить на кратковременные; продолжительные; традиционные (регулярно повторяющиеся).

По способу влияния педагога выделяются непосредственные и опосредованные формы воспитательной работы.

По субъекту организации воспитательной деятельности выделяются три группы форм воспитательной работы:

  • организаторами детей выступают классный руководитель, преподаватели, родители и другие значимые взрослые;
  • инициатива и ее реализация принадлежит детям;
  • деятельность организуется на основе сотрудничества.

По числу участников формы воспитательной работы в классе подразделяют на индивидуальные (задушевный разговор, беседа, консультация, обмен мнениями и др.); групповые (творческие группы, советы дел, микрокружки, органы самоуправления и др.) и массовые (концерты, спектакли, конкурсы, турслеты и т.д.).

Факторы, влияющие на выбор форм воспитательной работы:

  1. учет воспитательных задач, определенных на очередной период работы (год, четверть), каждая форма работы должна способствовать их решению;
  2. содержание воспитания, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей для реализации воспитательных задач;
  3. набор возможных способов реализации намеченных задач с учетом:
    1. принципов организации воспитательного процесса;
    2. возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей;
    3. внешних условий (культурные центры, производственное окружение);
    4. возможностей педагогов, родителей.
  4. коллективное целеполагание, учет мнений и запросов всех участников педагогического взаимодействия;
  5. в процессе поиска и выбора важно обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.

По результату можно различать следующие формы воспитания: результатом которых выступает обмен информацией; выработка общего решения; общественно значимый продукт.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)