Формы организации воспитательного процесса, их классификация
Процесс воспитания как совместная деятельность учащихся и воспитателя, классного руководителя протекает в определенных и разнообразных организационных формах.
Выбор форм воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их воплощение в конкретном деле. Формы воспитания разнообразны и носят творческий характер, однако их можно упорядочить по определенным критериям.
Классификация форм воспитательной работы классного руководителя с коллективом учащихся.
- словесные – собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;
- практические – походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники и др.;
- наглядные – выставки, витрины, стенды, стенные газеты и др.
Формы воспитательной работы можно классифицировать по видам деятельности (познавательная, трудовая, ценностно-ориентировочная, художественная, спортивная, досуговая) в соответствии с которыми выделяют и наиболее оптимальные формы ее организации (табл. 8.4).
По времени проведения формы можно разделить на кратковременные; продолжительные; традиционные (регулярно повторяющиеся).
По способу влияния педагога выделяются непосредственные и опосредованные формы воспитательной работы.
По субъекту организации воспитательной деятельности выделяются три группы форм воспитательной работы:
- организаторами детей выступают классный руководитель, преподаватели, родители и другие значимые взрослые;
- инициатива и ее реализация принадлежит детям;
- деятельность организуется на основе сотрудничества.
По числу участников формы воспитательной работы в классе подразделяют на индивидуальные (задушевный разговор, беседа, консультация, обмен мнениями и др.); групповые (творческие группы, советы дел, микрокружки, органы самоуправления и др.) и массовые (концерты, спектакли, конкурсы, турслеты и т.д.).
Факторы, влияющие на выбор форм воспитательной работы:
- учет воспитательных задач, определенных на очередной период работы (год, четверть), каждая форма работы должна способствовать их решению;
- содержание воспитания, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей для реализации воспитательных задач;
- набор возможных способов реализации намеченных задач с учетом:
- принципов организации воспитательного процесса;
- возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей;
- внешних условий (культурные центры, производственное окружение);
- возможностей педагогов, родителей.
- коллективное целеполагание, учет мнений и запросов всех участников педагогического взаимодействия;
- в процессе поиска и выбора важно обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.
По результату можно различать следующие формы воспитания: результатом которых выступает обмен информацией; выработка общего решения; общественно значимый продукт.
- Рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
- Типы неуспевающих школьников и индивидуальный подход в обучении
- Причины школьной неуспеваемости
- Факторы, влияющие на успешность обучения
- Факторы, влияющие на успешность школьного обучения
- Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога
- Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению
- Противоречия подросткового возраста
- Факторы и причины девиантного поведения учащихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу