Формирование умения содержательной оценки школьников

Выделяется три основные линии: оценочная деятельность самого педагога, формирование умения содержательной оценки самих учеников в условиях коллективной учебно-познавательной деятельности и развитие самооценки.

Сущность оценочной деятельности педагога заключается в коррекции и стимулировании учебно-познавательной деятельности школьников.

Она выражается в положительном отношении к ученику, вере в его возможности. Оценочная деятельность педагога задает образцы, школьник впитывает примеры, эталоны, формы и способы оценочной деятельности.

Формирование содержательной оценки самих учеников в коллективно-познавательной деятельности связано, прежде всего, с введением определенных эталонов, критериев оценивания.

Эталон имеет разностороннее значение:

  • он создается и уточняется всеми как общественная норма;
  • способы соотнесения результата с эталоном устанавливаются всеми и вырабатываются нормы оценочных суждений;
  • формируется положительно-критическое отношение к результатам деятельности;
  • определяются личностные позиции, точки зрения, оценки;
  • накапливается индивидуальный опыт контроля и оценки, образуется внутренняя, личностная установка внимательно относиться к критике, замечаниям;
  • воспитывается готовность достойно, с чувством сопереживания (свободного от соперничества и зависти) оценивать результаты другого, успехи и неуспехи товарищей.

Овладев определенными эталонами, учащиеся должны включать оценочный компонент в свою самостоятельную учебную деятельность.

Здесь главное – самооценка, внутренняя (рефлексивная) оценка, регулирование учебно-познавательной деятельности на основе содержательной самооценки.

Учебная деятельность, лишенная собственной оценочной активности, одновременно лишается корректирующей и поэтому мотивирующей своей основы.

Такая деятельность способна, во-первых, порождать неверие учеников в свои собственные силы; во-вторых, держать его в постоянной тревожности в процессе учения, в-третьих, вызывать недоверие к объективности педагога.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)