Формы организации управления предпринимательской деятельностью

Предпринимательская деятельность практически не имеет границ.

Однако если ее рассматривать с позиций классификации создаваемой продукции или услуги, то можно выделить следующие виды деятельности:

  • научно-исследовательские работы;
  • опытно-конструкторские работы;
  • создание опытных (пробных) образцов;
  • создание промышленных образцов;
  • серийное (индивидуальное или массовое) производство;
  • продвижение новой продукции (технологии) на рынок потребителя;
  • продажа продукции (технологии) или услуги;
  • послепродажное (сервисное) обслуживание продукции (технологии).

В этих восьми видах деятельности, которые можно рассматривать как этапы создания товара или услуг и продвижения их на рынок, можно выделить восемь вариантов ситуаций, в которых предпринимательская деятельность найдет себе применение. Конкретный вид деятельности обусловливает построение соответствующих организационных и производственных бизнес-структур.

Варианты стратегии продвижения товара и его использования на потребительском рынке в зависимости от степени завершенности разработки и этапа жизненного цикла представлены в табл. 2.2.

Варианты (1–3) стратегии разработки нового продукта или услуги предполагают высокую степень готовности продукции (услуги) уже на этапе разработки. Варианты (4–6) требуют партнеров, имеющих производственные мощности, и посредников.

Варианты 7 и 8 возможно осуществлять только в научно-технических организациях. Для промышленных предприятий и торгового бизнеса более эффективны варианты 1, 2 и 9.

Необходимым условием эффективного использования предпринимательских ресурсов является наличие производственного аппарата, квалифицированных, специально обученных профессиональных работников (рабочих, инженеров, менеджеров, маркетологов, экономистов). Без соответствующего кадрового обеспечения производственный аппарат эффективно использовать не удастся, и затраты на его воспроизводство не только не принесут прибыли, но и не окупятся.

Для производства конкурентоспособной инновационной продукции необходимы инвестиции. Если предприятие не будет производить инновационные товары и услуги, конкурентоспособные на рынке, то инвестиции не принесут прибыли.

В этом и заключается взаимосвязь между инновациями и инвестициями, которая и формирует единый инновационно-инвестиционный процесс.

Предпринимательские структуры в промышленности можно условно разделить на две группы: первая – предприятия, использующие инновации для создания новых технологий; вторая – предприятия, создающие инновации для производства нового товара. В настоящий момент управление на большинстве российских предприятий осуществляется в рамках бюрократической схемы построения организации и значительно реже – на основе гибких (органических) организационных структур управления.

Организационная структура управления (ОСУ) представляет собой сочетание отдельных звеньев, выполняющих различные функции управления организацией, их взаимосвязь и соподчинение.

Организационные структуры представляют собой один из базовых элементов системы управления. ОСУ является одним из пяти базовых элементов системы управления предприятием (организацией) – наряду с целью, ресурсами, внешней средой и продолжительностью жизненного цикла предпринимательской или иной деятельности. Эти элементы подробно рассматриваются в курсе «Менеджмент».

ОСУ предприятия определяет субординацию и координацию производственных подразделений и управленческих служб организации. ОСУ, ее типы и параметры определяются размером организации, характером и типом производства, видом деятельности, уровнем внутрипроизводственной специализации и кооперации, характером и сложностью выпускаемой продукции и услуг.

Однако ОСУ определяется производственной структурой организации. Вместе с тем она в свою очередь оказывает существенное влияние на изменение производственной структуры, поскольку усложнение первой приводит к созданию излишних производственных единиц, цехов, участков и служб. В ОСУ можно выделить звенья и ступени.

Звено аппарата управлений – подразделение, выполняющее определенную функцию управления. Ступень представляет собой совокупность звеньев управления на одном иерархическом уровне управления.

Число звеньев и ступеней в аппарате управления организации определяется структурой производства, характером, номенклатурой и ассортиментом выпускаемой продукции (товаров и услуг), численностью работников, уровнем механизации и автоматизации (компьютеризации) труда менеджеров и специалистов, уровнем инновации технологического процесса производства, уровнем специализации производства и степенью развития кооперации.

При формировании ОСУ необходимо учитывать ряд принципов:

  • соответствие структуры управления задачам предпринимательской деятельности предприятия и его производственных звеньев;
  • четкое разделение труда внутри аппарата управления и его специализация;
  • сокращение ступеней управления, приближение оперативного руководства к производству;
  • единство руководства всех звеньев аппарата управления и производственных участков;
  • оснащение аппарата управления оргтехникой, вычислительной техникой и средствами автоматизации, сбора, хранения и передачи информации;
  • создание условий для принятия оптимальных управленческих решений.

Многообразие внутренних и внешних связей, высокий организационно-технический уровень, концентрация и специализация, динамичные изменения внешней среды привели к формированию двух классов ОСУ – бюрократического (механистического) и органического (гибкого).

Концептуальные положения бюрократической ОСУ можно свести к следующему:

  1. Организация – это прежде всего порядок, исходным моментом которого служит трудовое поведение персонала, направленное в определенное русло.
  2. Необходимое поведение персонала достигается регулированием: распределением задач, распространением соответствующей информации, разграничением полномочий.
  3. Общий порядок регулирования достигается в результате создания уровней управления, что ведет к формированию уровней иерархии (вертикальных связей).
  4. Преимущества иерархической организации достигаются: длительным периодом использования эффективных методов организации труда, общих на разных уровнях управления; предсказуемым поведением членов организации как во внутреннем общении, так и при контактах с внешней средой.
  5. Ограничение поведенческого диапазона работников правилами (инструкциями) создает предпосылки для единообразного поведения персонала.
  6. Общие (типовые) правила организационного поведения повышают эффективность действий в области координации в организации.

Главным в бюрократических ОСУ является должность, а не конкретный человек, который занимает эту должность. В результате организация, использующая бюрократические ОСУ, становится «жесткой». Ее развитие можно производить исключительно благодаря мероприятиям, проводимым извне.

Бюрократический тип организационной структуры управления имеет разновидности: линейно-функциональную, линейно-штабную, дивизиональную структуры управления организацией.

Интересно
Преимуществом организационных структур управления бюрократического типа являются: четкая иерархия, система обязанностей и прав, разделение общей задачи на составляющие части, обезличенность взаимоотношений персонала, жесткое разделение функций.

Органический класс ОСУ представляет собой новый тип структуры, который возник как антипод бюрократическому типу организации в результате глобализации экономики, перехода ее на инновационный путь развития. В основе органических ОСУ – гибкие структуры, которые предполагают импровизацию вместо жесткого планирования; гибкость – вместо жесткости, связанной правилами и нормативами; коллегиальность – вместо авторитарности; доверие среди персонала – вместо проявления власти; а главное – определяются характером задач компании.

Характеристика различных элементов системы управления предприятиями, определяющая область применения конкретной организационной системы, приведена в табл. 2.3. Создание и совершенствование ОСУ в предпринимательской сфере связано с проблемой ее гибкости, поэтому современные модификации программно (проектно) – целевых структур, венчурные и инновационные предприятия и корпорации вводят в свою систему менеджмент.

Эволюция ОСУ компаний показывает, что совершенной и универсальной структуры не существует.

В результате возникла концепция «размороженной системы», т. е. организации без ОСУ, поэтому предприятие в современной экономике рассматривается как самоорганизующееся.

Самоорганизация признается важным фактором развития любой компании. Тем не менее поиск эффективных ОСУ в теории и практике менеджмента продолжается.

Этот поиск происходит в условиях:

  • возрастания роли человеческого фактора;
  • преобладающего значения информации над другими факторами производства;
  • доминирования крупных корпораций;
  • развития малого и среднего бизнеса.

В современной рыночной экономике возникли ОСУ нового типа — эдхократические, многомерные, партисипативные и сетевые, краткая характеристика которых приводится ниже.

Эдхократические организации объединяет одновременно ОСУ и управленческий стиль.

Ее основное свойство — компетентный персонал, с учетом этого свойства строится система стимулирования персонала. Ее характеризует высокая свобода действий, преобладание горизонтальных связей, преимущественно неформальный характер взаимоотношений персонала. Такая форма организации эффективна в условиях вероятностного характера предпринимательской деятельности — организаций, занятых НИОКР, инновационных и консалтинговых компаний, например, маркетинговых и консалтинговых центров, малых инновационных компаний.

Многомерные организации основаны на структуре, имеющей несколько центров управления бизнесом, т.е. центров планирования и одновременно центров прибыли.

При такой структуре создаются максимально благоприятные условия для делегирования полномочий; имеется возможность автономной реорганизации отдельных подразделений предприятия.

Партисипативные организации — предприятия, построенные исключительно на учете человеческого фактора.

Они построены на основе полного участия персонала в управлении. Работники сами решают вопросы, касающиеся организации и управления их работой. Руководство таких компаний — выборное. В них действует полная система самоуправления.

Виртуальные организации — сеть делового сотрудничества, которая включает основную деятельность и ее внешнюю среду.

Их функционирование объединяется и координируется современными информационными технологиями и средствами телекоммуникации. Виртуальные компании привлекают специалистов по мере необходимости.

Сетевые организации возникли в условиях деконцентрации и диверсификации производства.

В их основе лежит сетевая система, обеспечивающая децентрализацию управления разукрупненных либо кластеризованных производств моно- или многоцелевого характера. Возникновение этой формы организации за рубежом относится к 1970-м годам и связано с поэтапным переходом от линейно-функциональных к дивизиональным и матричным структурам управления, а от них — к сетевым организациям. Такие системы образуются на основе соглашений о кооперации, как правило, между предпринимательскими структурами и специализированными производствами.

В мировой практике сетевые структуры рассматриваются как средство укрепления малых предприятий на конкурентном рынке, на основе которых затем формируются средние компании. Такие сети предприятий образуют достаточно гибкую, постоянную или временную, организационную структуру. Сети могут иметь один или несколько центров, причем преимущественно горизонтальные связи в них формируются по кольцевой или иной форме.

По мнению Б.З. Мильнера, «сетевая организация включает элементы специализации функциональной формы, автономность дивизиональной структуры и возможность переброски ресурсов матричной организации».

Сетевые структуры — «плоские», из них вытесняются бюрократические отношения, поэтому все предприниматели и менеджеры оказываются в равных отношениях между собой и к внешней среде.

Интересно
В последние годы сетевые ОСУ получили распространение на крупных предприятиях, они образуют внутрипроизводственные сети. Эти сети основываются на внутрипроизводственной специализации и кооперации, комплексном использовании компьютерных технологий для сбора и хранения информации, выработки и принятия решений.

Проблема развития и совершенствования сетевых ОСУ актуальна в инновационно-инвестиционной сфере деятельности. Здесь она связана по сути с необходимостью интеграции инновационных и инвестиционных процессов в единое целое и учета инновационных, инвестиционных, производственных и коммерческих рисков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)