Формирование конституционной монархии

В результате крупных общественно-политических потрясений начала ХХ в. император Николай ІІ был вынужден принять решение о следовании по пути перехода от абсолютной к конституционной монархии, создания парламента, политических партий, проведения выборов и провозглашения основных общедемократических свобод.

Интересно
Так появился Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», а несколько позже и другие конституционные акты. Известный общественно-политический деятель того времени В. В. Шульгин впоследствии писал: «Ошарашивающий манифест. Газеты вышли с сенсационными заголовками: „Конституция“». И действительно, этот Манифест был воспринят как дарование императором России конституции и вызвал как негативную, так и позитивную бурную общественную реакцию.

Несмотря на то что Манифест 17 октября 1905 г. в силу его компромиссного характера отличался неопределенностью формулировок, впервые в истории России провозглашалось учреждение парламента — Государственной думы, неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов и избирательные права.

В связи с принятием указанных выше актов требовалось внести изменения в Основные государственные законы. В редакции от 23 апреля 1906 г. документ представлял собой новый нормативно-правовой комплекс и состоял из преамбулы, 11 глав и 124 статей, которые регламентировали основополагающие институты государственной власти: Государственный совет, Государственную думу, Совет министров. Права и обязанности российских подданных были четко прописаны.

Оценивая значимость этого документа, известный исследователь конституционного права С. А. Котляревский прямо называл Основные законы 1906 г. первой российской конституцией: «Очевидно, наши Основные Законы принадлежат к классу писаных конституций <…> и то обстоятельство, что они не называются конституционными, нимало не меняет сущности дела, как его не меняет наименование итальянской конституции 1848 г. — статутом и австрийских законов 1867 г. — основными законами».

Основные законы учредили двухпалатный парламент (Государственная дума и Государственный совет), одновременно сохранялась сильная власть монарха: только после его утверждения закон вступал в силу; у императора также было право на абсолютное вето. Совет министров стал постоянно действующим органом государственной власти. Председатель Совета министров и министры назначались монархом и были ответственны перед ним. Для избрания депутатов Государственной думы вводилось избирательное право.

Представляется важным, что отдельная вторая глава свода была посвящена правовому статусу личности и носила название «О правах и обязанностях российских поданных». Свод не просто инкорпорировал основополагающие положения Манифеста в части прав и свобод, он развивал и дополнял их. В указанной главе закреплялось большое (даже по современным меркам) количество прав и свобод: неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, свобода передвижения, выбора места жительства и занятия, выезда за пределы государства, свобода собраний, мысли, слова и вероисповедания.

Нельзя не отметить весьма ограниченное количество обязанностей, закрепленных в своде. К ним, в частности, относились: защита престола и Отечества, уплата установленных законом налогов и сборов, а также отбывание повинностей согласно постановлениям законов. Правда, бросается в глаза, что глава «О правах и обязанностях российских подданных» начинается с обязанностей, а не с прав.

В целом после опубликования Основных законов 1906 г. император лишился двух важнейших прерогатив: неограниченного права законодательной деятельности и самостоятельного распоряжения государственным бюджетом.

Основные законы были наделены особой юридической силой. Предусматривался особый порядок их изменения в Государственном совете и Государственной думе исключительно по инициативе императора.

Вместе с тем вынужденный характер всех этих реформ детерминировал непоследовательный и компромиссный характер преобразований в государственно-политической системе Российской империи. По образному выражению, Государственная дума была «нелюбимым дитя» власти. Этим во многом объясняется нечеткое проведение принципа разделения властей, отсутствие ответственного перед парламентом правительства (контроль над ним сохраняет монарх), доминирование монарха над законодательной, исполнительной и судебной властями, наделение монарха широкими полномочиями в сфере законодательной власти и многое другое.

Таким образом, Основные законы 1906 г. по своей сущности являлись октроированной (дарованной) конституцией, которая учреждала в России конституционную монархию и основы парламентаризма. В стране возникли и легализовались многочисленные политические партии, Россия получила первый опыт работы парламента — Государственной думы. Это было первое торжество западноевропейских конституционных ценностей в России — и, как показала история, непродолжительное.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)