Формирование и подъем международного туризма (1945 г. — современный этап)

В 1969 г. по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН неправительственная организация МСОТО была реорганизована в межправительственную Всемирную туристскую организацию (ВТО), что означало признание не только экономического, социального, культурного, но и политического значения международного туризма. Датой создания ВТО считается 2 января 1975 г., когда число ее участников составили представители 51 страны. В настоящее время ВТО насчитывает более 100 действительных членов и около 150 ассоциированных и присоединившихся (туристские агентства и организации, авиакомпании, научные учреждения и центры туризма, гостиничные цепи и корпорации общественного питания, центры профессиональной подготовки и т. д.).

Высшим органом управления ВТО является Генеральная ассамблея, созываемая раз в два года. К руководящим органам относятся Исполнительный совет и Секретариат. Генеральная ассамблея учреждает шесть региональных комиссий: комиссию для Европы, Африки, Америки, Южной Азии, Ближнего Востока, Восточной Азии и района Тихого океана, а также Международный высший учебный центр по туризму. Перед комиссиями поставлена задача проведения в жизнь рекомендаций Ассамблеи в рамках соответствующих регионов по разработке и общей стратегии планов устойчивого развития туризма, нормативно-правовой базе туристской деятельности, политике, связанной с эффективным использованием туристской инфрастуктуры, с правом собственности на землю и имущество в зонах отдыха и т. д.

В 1980 г. Генеральная ассамблея ВТО приняла решение отмечать 27 сентября (дата принятия Устава ВТО в 1970 г.) как Всемирный день туриста. В 1985 г. в Софии на IV сессии Генеральной ассамблеи ВТО были приняты Хартия туризма и Кодекс туриста.

Помимо ВТО к всемирным международным организациям относятся объединения общественного содействия туризму, научные, журналистские, специализированные и т. д.

Большую роль в развитии международного туризма играют Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС), ставший инициатором созыва в рамках ООН специализированных дипломатических конференций по вопросам развития туризма.

Многообразие объединений, организаций, видов их деятельности, целей и задач указывает на необходимость комплексного решения большинства проблем в этой области на международном уровне.

Туризм входит в число ведущих отраслей мирового хозяйственного комплекса. По экономическим показателям он занимает второе место после нефтеперерабатывающей отрасли, а по числу рабочих мест прочно удерживает первую позицию: ежедневно в мире более 20 млн человек отправляются в туристские организации на работу. Ежегодно в этой сфере создается около 3 млн новых рабочих мест.

Развитие туризма в различных странах имеет свою специфику, связанную как особенностями исторического развития страны, так и с ее географическими, природными условиями. Соответственно права и полномочия национальных органов разных стран, занимающихся проблемами туризма, существенно отличаются. В одних странах это специализированные министерства туризма (Италия) или разнообразные управления по туризму (США), по своему положению приравненные к министерствам, в других вопросами туризма ведает какое-либо отраслевое министерство (министерство туризма и информации Испании, министерство торговли Швеции, министерство экономики Нидерландов, министерство туризма и гражданской авиации Индии и т. д.) или неправительственные коммерческие организации, в основном национальные ассоциации туристских агентств. Их задачи, функции, уровни компетенции весьма отличаются, различен и уровень правительственного контроля над их деятельностью. Естественно, проблемы международного и внутреннего туризма решаются в них по-разному.

В большинстве стран в международном туризме наблюдается разделение сфер деятельности: в государственной сфере заняты национальные туристские организации, в частной — коммерческие предприятия туристской индустрии (гостиницы, рестораны, туристские агентства и бюро, транспортные предприятия и т. д.), занимающиеся привлечением туристов, продажей туров, обслуживанием иностранных туристов и действующие самостоятельно.

Формы и масштабы государственных инвестиций в сферу туризма зависят от места и роли туризма в национальной экономике. Особая роль принадлежит государству в финансировании и создании инфраструктуры туризма.

Национальные туристские организации отвечают за разработку и осуществление политики развития туризма в своих странах. Эта политика направлена на максимально эффективное использование национальных туристских ресурсов. В задачи туристских организаций входит также продвижение национального туристского продукта на основных зарубежных рынках.

Туризм — мощная мировая индустрия, занимающая до 10% мирового валового продукта, в ней задействованы огромные массы работников, основных средств, крупные капиталы. Это крупный бизнес, большие деньги и серьезная политика.

Развитие международного туризма зависит от социально-политической стабильности в мире и государственной политики в области туризма (упрощение туристских формальностей, экономическо-политические меры, стимулирующие или замедляющие его развитие и т. д.).

Правовое регулирование международного туризма на многосторонней основе осуществляется прежде всего в рамках ООН, на которую возложена задача по налаживанию международного сотрудничества и развитию дружественных отношений между нациями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)