Форма государства

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в формах правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Форма государства характеризует конкретное государство, которое существует на данном историческом этапе его развития. Она раскрывает особенности построения системы высших органов государственной власти, национально-территориальную организацию государства, способы и средства, используемые государством для осуществления своей власти, а также степень участия в ней народа и положение личности в государстве.

Форма государства никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества факторов (экономических, социальных, политических, идеологических, географических, демографических, религиозных) она всегда развивается и изменяется. В конечном счете форма государства определяется его функциями и сущностью, так как любое государство есть единство его сущности, содержания и формы.

Формы правления. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними и их взаимоотношения между собой и с населением. Форма правления определяется прежде всего организацией верховной государственной власти.

Определяющим признаком формы правления является статус главы государства (выборный и сменяемый или наследственный), и его компетенция. В соответствии с этим государства подразделяются на монархии и республики с их разновидностями.
Монархия как форма правления характеризуется тем, что единоличный глава государства (король, царь, император, шах, фараон и др.) занимает свой пост по наследству и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. В настоящее время в мире существует 47 государств с монархической формой правления.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Как правило эта форма правления свойственна феодальному типу государств; в настоящее время она существует в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, ОАЭ. Монарх при такой форме правления обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах.

Он издает законы от своего имени и наделен правительственной властью. Выборный представительный орган в абсолютной монархии отсутствует.
Конституционная монархия характеризуется ограничением полномочий главы государства. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую и парламентарную монархии.

В дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) наблюдается как бы двойственность (дуализм) власти монарха и парламента. Полномочия монарха ограничены в основном в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх при такой форме правления имеет право отклонять законы, принятые парламентом, издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, распускать парламент. Он назначает правительство, которое несет ответственность не столько перед парламентом, сколько перед главой государства и может в любое время произвести смену министров.

В парламентарной монархии (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония) власть монарха фактически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере управления в соответствии с принципом «Король царствует, но не правит». При такой форме правления законы принимаются парламентом, право вето1 монарх фактически не осуществляет.

Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. В случае выражения парламентом вотума недоверия правительству оно уходит в отставку. Монарх выполняет все свои государственные функции по рекомендации правительства. Любой акт монарха требует контрасигнации главы правительства или соответствующего министра.

Специфическими особенностями монархической формы правления обладают некоторые государства, входящие в Содружество наций (Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), которые состоят в личной унии с Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и не имеют собственных монархов. Главой государства в этих странах является британский монарх, но его функции осуществляет генерал-губернатор, назначаемый королевой по представлению премьер-министра.
Можно также выделить некоторые особенности монархической формы правления и в других странах.

Выборная монархия. В Малайзии в соответствии с традицией, Верховный правитель, иногда именуемый в местной и иностранной прессе королем, избирается на пятилетний срок из числа наследных султанов девяти штатов Малайзии.

Теократическая монархия. В ней значительная роль в управлении государством принадлежит религиозным институтам (Ватикан, Саудовская Аравия).

Традиционалистская монархия (Королевство Свазиленд). При такой форме правления король является не только главой государства, он считается также хранителем обычаев и традиций страны. Король формирует правительство из ближайших своих родственников, имеет право вето на решение парламента. Реальная власть находится в руках королевского семейства.

Республика. Другой основной формой правления – наряду с монархией – является республика. Это форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются парламентами и несут юридическую и политическую ответственность, а граждане обладают личными и политическими правами. В настоящее время республиканская форма правления является самой распространенной в мире.

В зависимости от того каким образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделен большим объемом полномочий выделяют три основные разновидности республики – президентскую, парламентскую и смешанную.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Ее также называют дуалистической республикой, подчеркивая разделение двух властей на исполнительную, которая представлена институтом президента и законодательную, которая сосредоточена в парламенте. При такой форме правления президент является одновременно главой государства и главой правительства. Пост премьер-министра в президентской республике отсутствует.

Правительство формируется внепарламентским путем: президент назначает его членов независимо от парламента. Например, в США – с одобрения Сената. Министры обязаны проводить политику, устанавливаемую президентом и несут ответственность не перед парламентом, а перед президентом. Парламент не вправе выразить правительству и его отдельным членам вотум недоверия, а порицание министров со стороны парламента не влечет за собой их отставки.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо особой коллегией выборщиков как например, в США, либо прямым голосованием избирателей (Мексика, Венесуэла, Колумбия). Президент наделяется правом отлагательного вето на законы.

Отличительная черта президентской республики – жесткое разделение властей, при которой система высших государственных органов строится на принципе «сдержек и противовесов», они обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Парламент не вправе вынести вотум недоверия правительству, а президент не вправе досрочно распустить парламент.

В 1787 г. США стали первой страной в мире, где возникла не только должность президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства, но и зародился институт президентства как один из важнейших институтов политической системы современности. Первыми европейскими странами, где была введена должность президента как главы государства, стали в 1848 г. две республики – Франция и Швейцария.

Парламентарная республика характеризуется тем, что правительство формируется парламентом и несет ответственность перед ним. Парламент наряду с законодательной деятельностью наделяется правом контроля за деятельностью правительства. Президент занимает в системе государственных органов скромное место, хотя формально его полномочия могут быть довольно широкими. Он назначает правительство не по своему усмотрению, а из числа представителей партий или коалиций партий, располагающих большинством мест в парламенте.

Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов. При такой форме правления правительство осуществляет фактическое управление страной, а глава правительства (премьер-министр, канцлер) становится фактически первым лицом в государстве.

Полномочия президента, за исключением чисто представительских, осуществляются с согласия правительства. Акты президента нуждаются в контрасигнации главой правительства или соответствующим министром, которые и несут за них ответственность. Парламентская форма республики существует сегодня в ФРГ, Австрии, Италии, Швейцарии, Исландии, Ирландии, Индии и в других государствах.

Смешанные формы правления сочетают в себе признаки президентской и парламентской республик (Франция с 1958 г., Финляндия, Португалия). Президент является центральной фигурой в системе высших государственных органов. Он является главой государства и руководителем исполнительной ветви власти. Он избирается внепарламентским путем – на основе всеобщих и прямых выборов. Президент обладает правом роспуска парламента.

Правительство назначается президентом без формального участия парламента в его формировании, но с учетом расстановки политических сил в парламенте. Оно несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом. Премьер-министр назначается президентом. Утверждения его кандидатуры в парламенте не требуется, так как нижняя палата парламента имеет право в любой момент объявить правительству вотум недоверия. Соотношение полномочий президента республики и премьер-министра зависит от расстановки политических сил в парламенте.

Формы государственного устройства. Вопрос о государственном устройстве – это вопрос о том, как организована территория данного государства, из каких частей она состоит и каково их правовое положение. Наличие конкретной формы государственного устройства в определенной стране зависит от целого ряда социальных, исторических, национальных, географических и иных условий.

Под формой государственного устройства понимают политико-территориальную организацию (или административно-территориальное устройство) государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства выделяют две основные формы государственного устройства – унитарное государство и федеративное государство (федерацию).

Унитарное государство – это государство единое, слитное, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью (например, Франция, Италия, Испания).

Для страны с унитарной формой государственного устройства характерно наличие следующих основных признаков:

  • единая Конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений;
  • единая система высших органов государственной власти;
  • единое гражданство;
  • единая система права;
  • единая судебная система;
  • территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

Унитарное государство может существовать как отдельное суверенное государство, а может входить в состав федерации, сохраняя определенный комплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах. Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны, государства) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление. Например, в состав современных федераций входит различное число субъектов: в США – 50 штатов и федеральный округ Колумбия, Канаде – 10 провинций и 3 территории, ФРГ – 16 федеральных земель, Австрии – 9 федеральных земель, Индии – 29 штатов и 7 союзных территорий, РФ – 85 субъектов и т.д.

Федеративная форма государственного устройства обладает следующими характерными признаками, отличающими ее от унитаризма:

  • территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов федерации;
  • субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции;
  • субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. Эти акты действуют только на территории субъекта федерации и должны соответствовать федеральному законодательству, которое действует на территории всех субъектов федерации;
  • субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему;
  • двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата рассматривается как орган общефедерального представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации;
  • наличие двойного гражданства (не всегда). Каждый гражданин считается гражданином федерации и соответствующего государственного образования.

Конфедерация не представляет собой формы государственного устройства и является формой объединения суверенных государств. Члены конфедерации, сохраняя самостоятельность, объединяют свои усилия в достижении каких-либо конкретных целей. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений.

Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Конфедерация как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, встречалась в истории сравнительно редко. Например, конфедерациями были Австро-Венгрия до 1918 г., Объединенная Арабская Республика (создана Египтом и Сирией в 1958 г., распалась в 1961 г.), Сенегамбия (создана Гамбией и Сенегалом в 1982 г., распалась в 1989 г.) и некоторые другие. К формам государственного устройства не относятся межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств.

Государственный режим. Если форма правления отвечает на вопрос о системе построения высших органов государственной власти, форма государственного устройства – о национально-территориальной организации государства, то государственный режим дает представление о том, как осуществляется, функционирует государственная власть.

Государственный режим – это совокупность средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и особенности. Государственный режим определяет степень политической свободы в обществе, правовое положение личности, методы деятельности государственных органов. Формы правления, формы государственного устройства относительно устойчивы, а государственный режим более изменчив и подвижен.

Посредством понятия «государственный режим» дается оценка функционирования государства. Государственный режим характеризует политическое развитие основных направлений внутренней и внешней политики, изменения в соотношении социальных сил.

Характер государственного режима зависит от многих факторов общественной жизни – соотношения сил между господствующей социальной группой (классом) и другими социальными группами (классами), от существа и степени противоречий внутри самого господствующего класса (социальной группы), его идеологических установок, политических традиций, международного положения данной страны и т.д.

Исторический опыт выявил два основных метода властвования, они нередко сочетаются в той или иной степени: метод прямого насилия и метод «либерализма». Этим двум основным методам властвования соответствуют две основные разновидности государственного режима – недемократический и демократический.

Между ними существуют и «промежуточные» разновидности, а также есть различные модификации режимов недемократических и демократических, так как либеральные методы властвования отнюдь не исключают насилия, а недемократические нередко маскируются «демократическими» институтами.

Государственный режим не отождествляется с политическим режимом, частью которого он является. Политический режим включает не только государство, методы и способы осуществления государственной власти, степень участия в ней народа, положение личности в государстве, но и приемы и способы реализации властных полномочий негосударственных общественно-политических организаций – составных частей всей политической системы общества.

Демократический режим – это такой метод властвования, при котором государственная власть осуществляется по воле и при участии большинства населения.

Демократии присущи следующие основные признаки:

  • наличие выборной, представительной системы образования органов власти и управления;
  • отчетность и сменяемость всех должностных лиц;
  • принятие решений большинством голосов при подчинении меньшинства большинству, при гарантированности прав меньшинства;
  • равенство и политическая свобода граждан;
  • многопартийность и легальная возможность их деятельности;
  • признание принципов конституционности и законности;
  • наличие институтов представительной и непосредственной демократии;
  • построение государственного аппарата по принципу «разделения властей» на законодательную, исполнительную и судебную.

Демократия зародилась в Греции и буквально означала народовластие (demos – народ, kratos – власть). Демократический режим называют еще парламентарным режимом. Демократический режим может сочетаться с различными формами правления – как с парламентарной или президентской республикой, так и с парламентарной монархией, – а также с различными формами государственного устройства (демократический режим может существовать как в федеративных, так и в унитарных государствах).

Демократический режим не представляет собой стереотип, признаки которого автоматически повторяются в различных странах. Демократия не может проявляться только в качестве особого политического или государственного режима. Она выступает в самых различных качествах и проявлениях и распространяется на экономическую, социальную, культурную, научную, идеологическую сферы жизни общества, образуя определенную систему всего общества.

Недемократический режим связан, как правило, с периодами резкого обострения социальных противоречий в обществе. Он характеризуется прежде всего полной ликвидацией или резким ограничением политических прав и свобод, отказом от демократических процедур и институтов, запретом демократических политических партий, а нередко и всех политических партий, ликвидацией центральных и местных представительных органов или превращением их в марионеточные учреждения, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов, отказом от принципа разделения властей, резким усилением роли государства, отказом от принципов конституционности и законности, широким применением политических репрессий, если Конституция сохраняется, то приобретает чисто «декоративный» характер.

Недемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, недемократический режим, как правило, не согласуется с федерализмом.

Недемократический режим также характеризуется милитаризацией государственного аппарата, резким усилением влияния военных кругов, преобладанием агрессивных, шовинистических тенденций во внешней политике. Обычно различают следующие основные виды недемократических режимов: авторитарный и тоталитарный.

Авторитарное государство – это государство, в котором государственная власть, не имеющая непосредственного мандата народа, хотя и определяется законом, но произвольно осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц путем прямого использования бюрократического аппарата, вооруженных сил и карательных органов.

При авторитарном государственном режиме аппарат государства не сливается с гражданским обществом. Авторитарный режим является как бы промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами. Главное его отличие от тоталитарного режима в том, что государство уже не осуществляет полный контроль над обществом.

В экономической сфере допускаются помимо государственной собственности и иные формы собственности, включая частную собственность. Разрешается предпринимательская и коммерческая деятельность, смягчаются методы осуществления государственной власти: не проводятся массовые репрессии, допускается инакомыслие, борьба политических партий в парламенте, критика властей.

Тоталитарное государство. Слово «totus» означает по-латыни «весь, целый». Соответственно, тоталитарное государство есть государство всеобъемлющее, поглощающее гражданское общество.

Тоталитарное государство – это такое государство, в котором государственное управление строится на началах всевластия, по существу, не ограниченного законом.
Из жизни общества исключаются независимое правосудие и права человека, все общество попадает под тотальный контроль бюрократического аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений, осуществляется беспрепятственное подавление личности. Тоталитаризм имеет несколько разновидностей, например религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм), национальный социализм и др.

В экономике тоталитарного государства преобладающее значение имеет государственная собственность, а регулирование экономических отношений осуществляется командными, приказными методами. Нередко такая экономика работает преимущественно на военно-промышленный комплекс.

В политической сфере происходит сращивание партийного и государственного аппарата, выделение вождя, господствует одна официальная идеология, насаждаемая с помощью пропаганды, а также насильственным путем. Инакомыслие подавляется. Государственная власть осуществляется преимущественно методами насилия, подавления, проводятся массовые репрессии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)