Фонологические нарушения

Нарушения звуковой стороны речи при моторной алалии весьма обильны и многообразны. Часть из них встречается лишь при этой форме ТНР, другие обнаруживаются не только при ТНР, но и при некоторых парциальных формах HP.

Если рассматривать каждый симптом отдельно, всегда можно найти феноменологический аналог, свойственный ранним этапам развития речи у здоровых       детей.          Если  же                   взять      всю      совокупность фонологических характеристик, то складывается картина уникальная, свойственная только детям с моторной алалией.

Наиболее полноценная сфера у них — просодика. Это проявляется как в интонационно-мелодической окраске лепетных звукокомплексов, так и в однословных высказываниях, состоящих из лепетных слов. Основные нарушения фиксируются у детей на сегментарном уровне.

Наиболее яркая характеристика, отличающая их от детей с другими формами ТНР, — наличие многочисленных, разнообразных нерегулярных замен звуков (чаще согласных). Правда, в полной мере эта симптоматика наблюдается на этапе, когда ребенок пользуется трехсложными конструкциями и строит короткие фразы, то есть около 4 лет.

Темпы освоения звуков речи у разных детей могут различаться в широких пределах: от картины, близкой к норме (это встречается редко), до существенного запаздывания с длительным сохранением ранних звуков-заместителей.

В возрасте, когда у них уже можно вызвать произвольные реакции звукоподражания (около 3 лет), обнаруживается резкая диссоциация между качеством повторения изолированных звуков (приближающегося к норме) и их использованием в собственной спонтанной речи или при повторении слов (с большим количеством замен и смешений).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)