Физкультминутка. Примерные сочетания упражнений в физкультминутке

Физкультминутка не является обязательным режимным моментом, но опыт показывал, что она дает положительные результаты.

Физкультминутка – это кратковременное (в течение 1-2 мин) мероприятие, проводится с целью активно изменять деятельность детей, ослабить утомление.

Наиболее благоприятным временем для проведения физкультминутки следует считать вторую половину занятия, когда воспитатель замечает утомление детей.

В подборе упражнений для физкультминутки надо руководствоваться следующим: упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе.

Если дети долго держали в руках кисть или карандаш, стоит включить упражнение для мышц кисти рук: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе. Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения данного занятия.

Если воспитатель видит, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует.

Примерные сочетания упражнений в физкультминутке:

  1. И.п.: сидя за столом, руки на столе, пальцы сцеплены в «замок», голова опущена. Поднять сцепленные руки (ладонями вверх) и голову, подтянуться, вернуться в исходной положение.
    И.п.: сидя на стуле, руки за голову. Поворачивать туловище влево и вправо с разведением рук в стороны.
    И.п.: стоя, руки на поясе. Поскоки на месте на двух ногах, чередуя с ходьбой на месте (четыре поскока, четыре шага)
  2. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Круговые движения прямыми руками спереди назад (непрерывное движение рук вперед – вверх – назад – вниз), когда руки находятся наверху, приподнять голову и посмотреть на них.
    И.п.: сидя на стуле, прижаться спиной к спинке стула, руки на поясе. Низко наклониться вперед с прямой спиной, встать, опустить руки вниз, поворачивая их ладонями наружу и отводя плечи назад, хорошо выпрямится, вернуться в исходное положение.
    Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
  3. И.п.: стоя, руки вдоль туловища, ноги вместе. Присесть, охватить колени руками, вернуться в исходное положение.
    И.п.: стоя, ноги вместе, руки согнуты в локтях ладонями вниз. Поднять согнутую в колене ногу, коснуться коленом ладони, вернуться в исходное положение. То же выполнить другой ногой.
    И.п.: сидя за столом, опираясь локтями о стол, предплечья поставлены вертикально. Сжимать кулаки и разжимать их, разводя пальцы в стороны.

По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении.

Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом – детям срочно требуется физминутка!

Физкультминутки не просто элемент двигательной активности для переключения внимания на другой вид деятельности, но возможный фактор здоровьесбережения детей дошкольного возраста.

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

Физкультурная минутка поможет ребенку отдохнуть от статического напряжения, умственной деятельности, переключится с учебной задачи на движение.

Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.

Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, а также хорошо развивает слуховое восприятие.

Очевидно, что взрослые должны предупредить возникновение утомления у малышей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств.

Интересно
Каждый воспитатель должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет – через 10-12 минут, в 7-8 лет – через 12-15 минут!

Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений.

Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки.

Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Физкультминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине непосредственной образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Совсем необязательно провести лишь одну физминутку, больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Но не увлекайтесь и не превышайте временной лимит! Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности.

Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

Веселые физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста.

Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)