Финансовая политика некоммерческих организаций

Особенности разработки финансовой политики некоммерческих организаций, ее содержание обусловлены принципами функционирования их финансов, организационно-правовой формой и видом деятельности соответствующей некоммерческой организации, а также (что следует из двух последних факторов) возможностью аккумулирования и распоряжения доходами от оказания платных услуг и осуществления приносящей доход деятельности.

Отсюда можно выделить ряд характерных особенностей организации финансов некоммерческих организаций, влияющих на построение финансовой политики организации и определяющих ее специфику по сравнению с финансовой политикой коммерческой организации:

  • сочетание некоммерческих целей деятельности организации с платными формами основной деятельности и самостоятельной предпринимательской деятельностью;
  • в отличие от коммерческой организации, деятельность которой направлена на достижение основной цели ее функционирования — максимизацию прибыли, а финансовая политика ориентирована на доходы, политика некоммерческой организации, исходя из ее цели, ориентирована на расходы, позволяющие произвести общественные блага или достичь их;
  • ограниченный состав источников и объема привлечения финансовых ресурсов некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм (например, законодательно установлен максимальный ежегодный размер пожертвований физического лица в пользу политической партии, а также ограничен круг юридических лиц, имеющих такое право);
  • значительная зависимость финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации от внешних источников финансирования (средств учредителей, собственников, участников организации, благотворительных и спонсорских взносов, субсидий из бюджетов бюджетной системы и внебюджетных фондов и др.), а в некоторых организационно-правовых формах (например, казенном учреждении) — от целей и задач финансовой политики собственника организации;
  • ограниченный характер в проведении инвестиционной политики, поскольку целевые вложения средств некоммерческими организациями в большинстве организационно-правовых форм (исключение составляют потребительские кооперативы и негосударственные пенсионные фонды, а также некоммерческие организации, получившие право создавать целевой капитал) не рассматриваются как инвестиции;
  • законодательное определение возможности осуществления предпринимательской деятельности, перечня ее видов для каждой организационно-правовой формы, а также возможности использования полученного дохода.

В условиях проведения в нашей стране бюджетной реформы, особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей финансовой политики государственных (муниципальных) учреждений. Прежде всего ее цели и задачи зависят от вида учреждения. Так, финансовые отношения учреждений, преобразованных с 2011 г. в казенные учреждения, источники формирования их финансовых ресурсов и направления их использования имеют строгое законодательное регламентирование, подлежат обязательному согласованию и контролю со стороны собственника учреждения.

Право на осуществление казенным учреждением приносящей доход деятельности также предоставляется его учредителем. Поскольку основным источником финансирования деятельности казенного учреждения являются бюджетные ассигнования на обеспечение выполнения функций учреждения, соответственно, его финансовая политика строится в соответствии с финансовой политикой собственника учреждения — соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления.

В настоящее время, в условиях реализации концепции бюджетирования, ориентированного на результат, целью финансовой политики казенных учреждений является целевое и эффективное использование предоставленных собственником бюджетных средств. Данная цель реализуется также в ходе предоставления собственником бюджетного учреждения и автономного учреждения средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в форме субсидий в рамках выполнения государственного (муниципального) задания (оплаты услуг учреждения).

Бюджетные учреждения и автономные учреждения, получающие доходы от приносящей доход деятельности, имеют возможность формировать собственную финансовую политику в части привлечения дополнительных, помимо бюджетных субсидий, источников финансовых ресурсов и их расходования на уставные цели. Однако вопросы эффективной организации и осуществления финансово-хозяйственной деятельности казенных учреждений, а также вопросы предоставления бюджетным и автономным учреждениям бюджетных средств в форме субсидий на оплату услуг учреждения в рамках выполнения ими государственного (муниципального) задания и финансирование иных предусмотренных законодательством расходов рассматриваются с учетом государственной и муниципальной финансовой политики и ее главной составляющей — бюджетной политики.

В отличие от государственных (муниципальных) некоммерческих организаций негосударственные некоммерческие организации в ходе построения финансовой политики наибольшее внимание уделяют финансовым отношениям, связанным с целевыми поступлениями физических и юридических лиц и доходами от ведения предпринимательской деятельности, поскольку они являются основными источниками получения финансовых ресурсов для реализации их уставной деятельности.

Таким образом, основным объектом финансовой политики некоммерческой организации являются финансовые отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов и их использованием для осуществления уставных целей организации.

В современных условиях основными целями финансовой политики некоммерческой организации являются изыскание возможностей привлечения дополнительных источников денежных средств на развитие и расширение деятельности организации, а также обеспечение эффективного использования аккумулируемых денежных средств на цели, предусмотренные учредительными документами организации. При этом под эффективностью понимается рациональное и результативное использование имеющихся в распоряжении организации финансовых ресурсов, при котором повышенное внимание уделяется качеству предоставляемых организацией товаров и услуг.

К задачам финансовой политики некоммерческих организаций (за исключением казенных учреждений) относятся:

  • активное использование программно-целевых методов в процессе планирования финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации, предполагающей ее ориентацию на определенные конечные результаты в соответствии с уставными целями деятельности организации;
  • использование механизмов привлечения частного капитала национальных и иностранных инвесторов для осуществления целей функционирования некоммерческой организации;
  • защита имущественных прав и интересов некоммерческой организации путем использования различных финансовых инструментов;
  • оптимизация налогообложения некоммерческой организации, включая применение налоговых льгот и иных механизмов снижения налогового бремени в рамках действующего налогового законодательства;
  • повышение результативности использования собственных источников финансовых ресурсов, в том числе от предпринимательской деятельности некоммерческой организации. При этом такая деятельность не должна осуществляться в ущерб основной уставной деятельности организации или приводить к ее ухудшению;
  • минимизация рисков в процессе деятельности организации с помощью создания финансовых резервов (например, участники потребительского кооператива вправе формировать резервный фонд за счет доходов от предпринимательской деятельности после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы и государственные внебюджетные фонды);
  • принятие наиболее эффективных решений в области использования временно свободных денежных средств, в том числе с учетом финансового риска от предполагаемых вложений (некоммерческие организации имеют право осуществлять операции с ценными бумагами (акциями, облигациями, векселями), приобретать и реализовывать имущественные и неимущественные права, участвовать в хозяйственных обществах и товариществах в качестве вкладчика).

На результативность финансовой политики как коммерческих, так и некоммерческих организаций оказывает влияние ряд факторов, среди которых можно выделить внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

  • уровень развития экономики государства, ее финансовых институтов и финансового рынка;
  • степень либерализации экономики, предусматривающая расширение свободы экономических действий субъектов хозяйствования, снятие ограничений на экономическую деятельность, стимулирование предпринимательства;
  • цели и задачи проводимой государственной и муниципальной финансовой политики, определяющие приоритетные сферы, отрасли и виды деятельности в рамках государственного финансового стимулирования.

Внутренние факторы обусловлены деятельностью непосредственно самой организации. В их состав входят:

  • масштаб финансово-хозяйственной деятельности организации, определяющий ее принадлежность к организациям малого, среднего или крупного бизнеса;
  • фаза жизненного цикла (стадия развития) организации;
  • финансовое состояние, показатели финансовой устойчивости организации;
  • степень профессионализма собственников и менеджеров организации, способных принять грамотные финансовые решения, соответствующие внешним и внутренним условиям финансово-хозяйственной деятельности организации.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)