Факторы, влияющие на поддержание конфликтной ситуации

Под факторами в этом контексте будут пониматься те внешние ситуативные и внутриличностные  стимулы  (силы),  которые периодически вступают в  действие,  чтобы  не  дать  угаснуть конфликтным отношениям.

Первый их класс связан с негативными характеристиками  проблемной  ситуации,  мешающими  участникам выйти из нее или достичь своих целей. При этом каждая группа или индивид внутри нее могут только в узких пределах своей компетенции, своих функциональных возможностей регулировать и пытаться смягчить негативные  последствия  внешних  воздействий. 

Факторами, поддерживающими конфликтность ситуации, в этом случае могут стать следующие действия других участников ситуации:

—втягивание соперника в  соревнование,  конкуренцию  с  расчетом на высокую вероятность его проигрыша;

—попытки разрушить его планы, не дать ему реализовать свои интересы и намерения даже на подвластной ему «территории»;

—попытки одержать над ним верх за  счет  подавления  его активности или снижения ценности достигнутых им результатов.

Такого рода вызовы рассчитаны на агрессивные реакции соперника, удерживающие его в зоне конфликтной ситуации, побуждающие к конфликтному взаимодействию. Это факторы прямого действия, обусловливающие такой характер отношений. Косвенным образом они поддерживаются за счет неадекватной организации взаимодействий и коммуникаций в проблемной ситуации.

Так, для решения  проблемы или для  организации  взаимоприемлемых отношений в группах может не оказаться лидера, способного смягчить напряженность ситуации, примирить разнородные личностные и групповые интересы. При наличии конфликтной ситуации вакуум власти становится катализатором ее интенсификации.

Далее, при несоответствии функций группы изменившимся императивам окружения возникает неопределенность ответственности. Конфликтность ситуации может поддерживаться как ее недостатком, так и избытком. Когда полномочия, значимые для решения проблемы, не соответствуют желаниям, способностям, возможностям их носителей, это вызывает резонанс, интенсифицирующий конфликтность отношений.

Поскольку лидеры уклоняются  от  своих  обязанностей, другие участники выражают недовольство тем, что им приходится выполнять дополнительные функции. Если же кто-то присваивает себе слишком большую ответственность, т. е. право предписывать, контролировать поведение других, то степень конфликтности ситуации также возрастает.

С одной стороны, люди могут быть недовольны ограничением сферы собственных  полномочий,  отчуждением  от принятия решений. С другой — для самопровозглашенного лидера обязанности могут оказаться непосильным бременем.

Однако, не желая отказываться от властной позиции, он начинает либо обвинять других в неблагодарности, либо требовать лояльности без реальных на то оснований, либо демагогически настаивать на собственной высокой значимости. Эти факторы усиливают интенсивность конфликтности отношений в проблемной ситуации.

Наконец, ситуация ухудшается при неэффективной организации внутригрупповой или межгрупповой коммуникации. Люди оказываются плохо осведомленными о положении дел,  целях  и  намерениях  друг друга по нескольким причинам. Это  может  быть  вызвано  их собственным нежеланием затрачивать усилия на получение такой информации.

Они могут, не отдавая себе отчета, плохо понимать друг друга. Кроме того, информационный дефицит и даже дезинформация могут быть преднамеренными, т. е. организованными специально. В любом случае низкая эффективность коммуникации обусловливает возрастание степени напряженности в конфликтной ситуации.

Существенное влияние на ее поддержание связано с классом внутриличностных факторов, в первую очередь неосознаваемых и внерациональных. Одна их группа из наиболее сильнодействующих — опасения. Они могут быть обоснованными, т. е. вызываться реальными чертами ситуации, угрожающими безопасности людей.

Но могут обусловливаться такими  личностными характеристиками,  как недостаточная уверенность в свойх силах, способностях, возможностях; повышенный уровень ожиданий неуспеха; проекция сомнений в себе на других и восприятие их как недоброжелателей. Страх  перед последствиями действия может удержать человека от его совершения, а перед неудачей — ее актуализацию.

Это вызывает фрустрацию, обусловливающую не только состояние разочарования, обиды, но и враждебные чувства по отношению к другим. Такие состояния поддерживают конфликтный характер ситуации.

К ним относятся стремления к безопасности, социальной причастности, независимости. Люди часто не отдают себе отчета, что именно эти неосознаваемые импульсы движут их истинными намерениями, воспроизведением их реального неэффективного поведения.

Скрытые желания под влиянием бессознательных  механизмов  могут подвергнуться замещению. Недоступные цели в этом случае заменяются другими, достижимыми, но дающими лишь временное удовлетворение. Иными словами, напряжение, вызванное в  реальности  одними причинами, индивид связывает с другими и старается их устранить.

Но даже если ему это удается, неудовлетворенные желания продолжают сохраняться и способствуют воспроизведению тревоги и беспокойства.

Привязанность к привычному, хотя и неэффективному поведению люди оправдывают с помощью механизма рационализации. Осмысление поведения переводится из сферы причинно-следст- венных и функциональных связей в область символических идеологических представлений.

И вместо того чтобы понять истоки неэффективного поведения, начинается поиск разного рода оценочных доводов в его пользу. Итак, эта группа факторов существенным образом поддерживает конфликтность ситуации.

Следующая их совокупность связана с такими известными социокультурными феноменами, как предубеждения, или негативные социальные стереотипы — классовые, этнические,  религиозные, гендерные и т. п.

Они образуются, когда при неудачных межличностных контактах представители разных сообществ распространяют негативные оценки на всех их членов. Обычно они принимаются на веру и  воспроизводятся, если для этого есть такие неосознаваемые основания, как страх, неуверенность в себе, чувство  неполноценности  в  ситуациях социального  взаимодействия, предполагающих активные  и ответственные действия.

Предубеждения, имеющиеся практически в любой социокультурной единице, составляют оценочную  и символическую почву, из которой выращивается «образ врага». Совершенно очевидно, что их актуализация в конфликтной  ситуации будет  способствовать  поддержанию  и  интенсификации соответствующих отношений.

Еще одна группа факторов связана с различиями в восприятии и интерпретации ситуации участниками. При плохо организованной коммуникации они часто оказываются не соответствующими реальным причинам и последствиям происходящих событий.

Так, это может проявляться в трактовке непреднамеренных действий как умышленных; неправильном истолковании слов и актов поведения других, их намерений и точки зрения; ошибках в оценке значимости совершаемых действий.  В  конфликтной  ситуации  такого рода искажения обычно  имеют  крен  в  сторону  преувеличения опасности. Вплоть до того, что даже при бездействии соперника его

«деструктивный потенциал» постулируется и на этой  основе принимаются решения о тайном или демонстративном повышении собственного. Неадекватная интерпретация ситуации может быть недоразумением, а может осуществляться преднамеренно.

В  первом случае обычно достаточно взаимных объяснений, хотя чаще всего в конфликтной ситуации стороны не используют этой возможности. Во втором — ложное истолкование выдается за истинное, и эта позиция настойчиво защищается. Однако вне  зависимости  от  характера искажений они нагнетают ощущение опасности и способствуют разрастанию конфликтности,  действуя  по  принципу  «самореализующего пророчества».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)