Факторы, которые обеспечивают качество товаров

Качество является объектом управления. Управлять качеством следует на различных стадиях жизненного цикла товара.

В целом эти этапы можно объединить в следующие группы:

  • предпроектный этап;
  • производственный этап;
  • этап по реализации;
  • этап потребления;
  • этап утилизации.

Понятно, что такое объединение весьма условно, но оно позволяет подробнее рассмотреть факторы, обеспечивающие качество товаров. Управление качеством может осуществляться через его формирование, стимулирование и сохранение.

Следовательно, факторы, обеспечивающие качество товаров, можно подразделить на три группы:

  • факторы, влияющие на формирование качества товаров;
  • факторы, стимулирующие качество товаров;
  • факторы, способствующие сохранению качества товаров. К факторам, влияющим на формирование качества товаров, относятся:
  • изучение рынка товаров;
  • разработка требований к товарам;
  • качество исходного сырья и материалов;
  • качество конструирования и проектирования;
  • качество изготовления (переработки)
  • контроль готовой продукции.

Факторами, стимулирующими качество товаров, являются социальная и экономическая целесообразность и эффективность производства, особенности управления, ценообразование, материальная заинтересованность работников, санкции за производство некачественной продукции проч. Все эти факторы изучаются в курсах экономических дисциплин и не являются предметом исследования товароведения.

К факторам, способствующим сохранению качества товаров, относятся:

  • упаковка и маркировка;
  • условия транспортирования;
  • условия хранения;
  • условия реализации и использования товаров
  • техническая помощь в обслуживании;
  • утилизация после использования.

Качество товаров определяется экономической ситуацией в стране, которая определяет формы и методы управления качеством, характер производственных отношений, а также характер ценообразования и т. п. Невозможно управлять качеством, не соблюдая обязательные требования. Все обязательные требования отражены в технических регламентах, которые принимаются в форме закона РФ.

Остальные требования отражены в национальных стандартах. Причем соблюдение требований стандартов носит добровольный характер. Стандарт является доказательной основой для выполнения требований технического регламента. Например, если в техническом регламенте говорится о том, что содержание вредных веществ не должно превышать некоторого предельного уровня, то стандарт подробно описывает, как этого добиться.

Стандарты определяют порядок и методы повышения уровня качества продукции, устанавливают требования к средствам и методам контроля, определяют номенклатуру показателей для разных видов оценочной деятельности и проч.

Процедуры оценки соответствия устанавливают определенные барьеры для недобросовестного изготовителя, поставщика или продавца продукции. Сегодня изготовитель и поставщик продукции, которые стремятся поднять репутацию своих товаров, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандартов. В этом смысле стандарты становятся важным инструментом коммерческой деятельности.

Однако недостаточно строго следовать требованиям стандартов, надо подкреплять выпуск товаров сертификатом соответствия и качества. Сертификат создает уверенность в стабильности качества, его безопасности, достоверности и точности измеренных показателей качества.

Таким образом, обеспечение качества продукции — это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих условия для выпуска товара, удовлетворяющего требования потребителей. Изучение факторов, влияющих на качество товаров, является важной задачей товароведения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)