Факторы и механизмы формирования и функционирования самосознания

Современные исследователи выделяют три основных типа мотивов, связанных с «Я»:

  • мотив Я-соответствия, направляющий процесс взаимодействия с социальным окружением в целях получения обратной связи и поддержки уже имеющегося образа-Я. Авторы теорий Я-сооnветствия рассматривают самооценку как стабильную личностную черту, которую независимо от ее уровня человек стремится сохранить неизменной в течение всей жизни. Человек будет выбирать тех партнеров, которые видят его так же, как и он сам. Обнаружено, что люди с высокой самооценкой и позитивным образом-Я реагиру­ют более благожелательно на одобрения, чем на порицания (так называемый эффект «позитивности»), а люди с низкой самооценкой имеют тенденцию негативные высказывания в их адрес оценивать более позитивно, поскольку они соответствуют их Я-образу, под­тверждают их «плохое» представление о себе;
  • мотив самовозвышения (самовозвеличивания), максимизации самооценки согласно теориям самоуважения состоит в том, что субъект независимо от наличного уровня самоуважения желает повысить его. Причем данная тенденция наиболее выражена у людей с низкой самооценкой, имеющих большую потребность в повышении уровня самоуважения. Авторы теорий самоуважения исходят из того, что люди ответят более благосклонно на позитивные оценки их другими людьми, поскольку эти оценки увеличивают чувство собственного достоинства, и ответят неблагожелательно на негативные оценки, которые фрустрируют потребность в самоуважении;
  • мотив самопознания, направляющий «внутреннюю» активность субъекта и отражаю щ ий потребность в точной и адекватной оценке собственных взглядов и способностей, ж елание определенности в знании о себе, в том числе и за счет открытия в своем «Я» новых сторон.

Рассмотрим некоторые из механизмов формирования Я-образа и самооценивания, реализующие вышеперечисленные мотивы поведения.

Одним из основных механизмов образования представлений о себе и оценки себя является усвоение субъектом оценок, данных ему другими людьми, т.е. человек воспринимает и оценивает себя опосредованно, через интериоризацию отношений к нему отдельных людей или обобщенного отношения всей группы ( так называемый «обобщенный другой»). Другими словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие: «говорят, что я умен, значит, так оно и есть». Такой подход был сформулирован в работах Ч. Кули (теория «зеркального Я») и Д. Мида. Существуют многочисленные экспериментальны е исследования, подтверждающие положение об изменении самооценки в сторону групповых оценок: под влиянием благоприятного мнения самооценка повышается, а неблагожелательного — снижается.

Однако приня­тие оценок других и использование их в качестве основы для са­мооценки зависит от ряда факторов, таких, например, как:

  • высокая компетентность и высокий статус. В ходе экспериментальных исследований было установлено, что мнение другого принимается, если этот «другой» обладает высокой компетентнос­тью в данной области, если же он обладает низкой компетентностью (о чем известно субъекту), то его суждения и оценки игнорируются. Информация о статусе дает тот же эффект;
  • привлекательность группы. Чем привлекательнее группа для субъекта, тем скорее он будет принимать оценки, данные ему ее членами;
  • степень соответствия между желаемой и реальной самооценкой: чем выше первая, тем в меньшей мере человек использует оценки других при самооценивании;
  • благожелательность оценок. В случае крайне благожелательных оценок субъекта другими людьми, превышающих его собственную оценку, наблюдалась более сильная тенденция к конформности, чем в случае неблагожелательных оценок;
  • степень доверия к источнику оценки. В условиях высокого доверия самооценки субъекта будут изменяться в направлении оценок его другими людьми.

Другим механизмом формирования Я-концепции служит социальное сравнение — сравнение себя с другими людьми. Для сравнения человек обычно выбирает тех, чьи характеристики являются
сходными с его собственными, поскольку такой выбор способствует достижению наиболее правильных самооценок. Из теории социаль­ного сравнения следует, что если человек оценивает членов своей группы высоко, то себя по сравнению с ними — ниже, и наоборот: если других — низко, то себя — выше. В качестве примера можно привести следующие наблюдения: ученик, который лучше всех в классе справляется с математическими заданиями, оценивает свои математические способности высоко. Но при переходе в математическую школу, в специализированный класс, где собрались школьники с выраженными математическим способностями, этот школьник может столкнуться с ситуацией, когда он справляется с заданиями хуже всех, поэтому его самооценка начнет снижаться.

В случае угрозы своему «Я» субъект прибегает к «защитному сравнению», т.е. начинает сравнивать себя с теми, кто еще хуже. Например, школьник, получивший тройку по контрольной, сравнивает себя с тем, кто получил «два», а не «пять».

Теория самовосприятия, разработанная Д. Бемом, предлагает еще один механизм генезиса и функционирования Я-концепции — самоатрибуцию: субъект получает информацию и формирует представление о самом себе путем наблюдения и оценки своего поведения и тех внешних условий, при которых оно возникает. Таким образом, оценка школьником своих способностей будет зависеть не от оценок других людей, не от сравнения себя со сверстниками, а от собственных достижений в учебе.

Важным механизмом самооценивания является соотнесение реального «Я» с идеальным , т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы стать. Сопоставление уровня своих притязаний с
объективными результатами своей деятельности нашло отражение в известной формуле У. Джеймса: Самоуважение = успех : притязания. Значительная дистанция между реальным и идеальным «Я»
обычно интерпретируется как показатель низкой самооценки, как тревожный симптом, признак дезадаптации. Однако ряд исследований показал, что между «реальным» и «идеальным Я» существуют более сложные отношения. Все больше психологов склоняется к тому, что должно быть некоторое оптимальное расхождение между этими двумя уровнями «Я», которое дает человеку стимул к изменению, самосовершенствованию.

Еще одним механизмом самооценивания и формирования представлений о себе выступает временное сравнение, т.е. сравнение себя с самим собой на континууме «я был — я есть», сопоставление наличных достижений с прошлыми успехами. В последние годы все больше внимания уделяется такому компоненту Я-концепции, как возможные «Я », — представление индивида о том, каким он может стать, каким он хотел бы стать и каким он боится стать, — это когнитивные манифестации целей, стремлений, мотивов, страхов и опасений (X. Маркус). Они служат существенной связью между Я-концепцией и мотивацией. Главная часть повседневной активности регулируется целями, которые связаны не с текущим взглядом индивида на себя (наличное «Я»), но с тем, что может произойти у индивида в будущем. Когда какой-либо аспект настоящего «Я» ставится под сомнение, позитивные возможные «Я» могут быть использованы в качестве защиты: «Сейчас мне одиноко, но это не будет длиться вечно». Позитивные возможные «Я» более уязвимы, чем другие элементы Я-концепции. Нападки других на чьи-то мечты порой намного хуже, чем нападки на реальные успехи и достижения. Пока эти позитивные возможные «Я» тщательно не проработаны или намеренно не вызваны и не подкреплены, они могут с легкостью выскользнуть из Я-концепции и уступить свое место негативным возможностям. С другой стороны, некоторые возможные «Я» прочно укореняются в Я-концепции.

Из всей совокупности факторов, действующих на формирование самоуважения личности в процессе деятельности, можно выделить две группы наиболее существенных.

Во-первых, достижения субъекта в различных видах деятельности, или, точнее, восприятие своих
достижений как успешных или неуспешных; во-вторых, отношение других людей к данному человеку. С. Хартер экспериментально доказала, что два данных фактора, детерминирующих самооценку, работают вместе: чем выше достижения в значимых областях и чем
выше социальная поддержка, тем выше самоуважение. Наиболее низкое самоуважение обнаруживают те, кто воспринимает себя неуспешным, некомпетентным в важных областях и кто сообщает об отсутствии одобрения со стороны значимых людей. Отсюда следуют и пути изменения, корректировки низкой самооценки: необходимо создавать такие условия, чтобы ребенок добивался успеха и в то же время оказывать ему поддержку, одобрять его.

Важно особо отметить зависимость формирования Я-концепции ребенка от характера межличностных отношений в микросоциальном окружении, и прежде всего в семье. Многочисленные исследования в этой области показывают, что отдельные родительские действия, например одобрение матерью, сердечность, проявление интереса к детям, забота о них, значимо связаны с самовосприятием и самооценкой детей. Принимающее, т.е. внимательное, любовное, уважительное, поведение родителей по отношению к ребенку ведет к формированию у него самоприятия; отвергающее (неприязненное, пренебрегающее, неуважительное) поведение близких приводит к неприятию им самого себя, переживанию своей малоценности и ненужности. Вместе с тем есть доказательства, что авторитарные и строгие методы воспитания детей, а также родительский сверхконтроль и индифферентность ведут к низкой самооценке ребенка.

М. Розенберг подчеркивал, что родительская индифферентность по отношению к ребенку даж е больше связана с низкой самооценкой, чем воспитание ребенка в суровых условиях с применением наказаний. Родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование Я-концепции ребенка, «вооружая» его конкретными стандартами выполнения тех или иных действий, целями, к которым следует стремиться, образцами и идеалами, на которые стоит равняться, планами, которые надо реализовывать (В.В. Столин). Если эти цели, планы, стандарты реалистичны, то, достигая их, ребенок повышает самоуважение и формирует позитивный Я-образ. Если же планы и цели нереалистичны, стандарты и требования завышены, т.е. если и то и другое превышает возможности и силы субъекта, то неуспех приводит к потере веры в себя, потере самоуважения.

С. Куперсмит рассматривает три условия семейного воспитания, которые он связывает с формированием более высокого самоуважения у детей:

  • одобрение детей родителями;
  • создание роди­телями ясно очерченных ограничений для детей;
  • предоставле­ние детям инициативы и свободы внутри этих ограничений.

Обнаружилось, что сходное поведение отца и матери по-разному влияет на самооценку мальчиков и девочек. Например, материнское и отцовское покровительство связано с низкой самооценкой
только у мальчиков. Материнский контроль негативно влияет только на самооценку девочек. Активное участие в делах ребенка, оказание ему немедленной помощи, наложение ограничений на ребенка — такое поведение матерей коррелирует с высокой самооценкой девочек, а подобное поведение отцов — с низкими самооценками как у мальчиков, так и у девочек.

Очень важную роль в формировании Я-концепции ребенка играет школа. Зачастую в школе ребенок оценивается только сквозь призму решения учебных задач. И если он не справляется с ними, то школа становится источником угрозы для личности ребенка и его «Я». Ведь все успехи и неудачи ребенка, с одной стороны, зависят, а с другой — формируют его представление о себе и самооценку. Связь успеваемости, заинтересованности в получении знаний с Я-концепцией, положительной или отрицательной, самая прямая (Р. Бернс). Ученик, уверенный в своих способностях, обладающий адекватной самооценкой, имеет больше шансов на успех в учебе и межличностных контактах со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

Но не менее важен вопрос о Я-концепции и самооценке самого учителя. От его отношения к самому себе зависит атмосфера в классе, отношения с учениками и, как результат, знания и психологическое состояние школьников. Как показали исследования (Р. Бернс), если у учителя позитивная Я-концепция, то он чувствует себя уверенно, не боится признать ограниченность своих знаний.
Вопросы учеников, их любознательность не являются для него покушением на его авторитет. Это благоприятно сказывается не только на его поведении в классе, но и на успеваемости учащихся, которые, общаясь с человеком, уверенным в их возможностях, начинают проявлять свои способности в полной мере и приобретают ощущение собственной ценности. Для педагога с негативной Я-концепцией, с низким уровнем самоуважения или симпатии к себе характерна неуверенность в себе и в положительном отношении к себе других людей. У такого человека доминантным психологическим состоянием является чувство незащищенности, тревожности, он ждет неуважения, подвоха, даже презрения к себе со стороны окружающих, он сосредоточен на самом себе — на своих чувствах и ожиданиях, страхе провала и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)